Мы рассмотрим первую часть его периодизации развития личности - до 17-20 лет. В это время происходит медленное, постепенное становление главного ядерного образования - идентичности личности.
Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними.
В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение ребенка к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.
Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений - доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, например, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной проблемой.
Последовательность проявлений этих полярных личностных новообразований отражена в таблице, которая называется:
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ
| № | стадия развития | Область социаль-ных отношений | Полярные качества | Результат прогрес-сивного развития |
| 1 | Младенческий возраст (0-1) | Мать (или заме-щающее ее лицо) | Доверие к миру - недоверие | Энергия и жизненная радость |
| 2 | Ранний возраст (1-3) | Родители | Самостоятельность - стыд, сомнения | Независимость |
| 3 | Дошкольный возраст (3-6) | Родители, братья и сестры | Инициатива - пассивность, вина | Целеустремленность |
| 4 | Предпубертанный возраст (6-12) | Школа, соседи | Компетентность - неполноценность | Овладение знаниями и умениями |
| 5 | Юность (13-18) | Группы сверстников | Идентичность - непризнание | Самоопределение, преданность и верность. |
Младенческий возраст
- первая стадия развития, где возникает доверие или недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям зависит от качества получаемой им материнской заботы.
При прогрессивном развитии личности ребенок выбирает доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не напряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок.
Таким образом, чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявления родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости и постоянства переживаний. Эриксон подчеркивал: младенец должны доверять не только внешнему миру, но так же и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе. Подобное поведение мы можем наблюдать тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без проявления особой тревоги и гнева. Материнская любовь и нежность определяет «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта» ребенка.
Другие статьи:
Причины стресса на рабочем месте
Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:
v факторы стресса вне организации;
v групповые факторы стресса;
v факторы стресса, связанные с организацией;
Рассмотри их под ...
Психогенные сексуальные расстройства.
Функциональные половые расстройства (один из почти обязательных компонентов депрессии) встречаются в структуре невротических состояний гораздо чаще, чем принято думать. Заметное снижение потенции не случайно рассматривают как чуть ли не в ...
Роль
воображения в научном познании мира
Воображение - это одно из средств научного открытия в процессе творческого познания.
Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Творчество со ...



Разделы