Мотивы деятельности

Страница 2

Потребности человека можно разделить на три группы. Пер­вая — это переживание нужды в дыхании, питании, воде, в нор­мальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической органи­зацией человека, с его принадлежностью к природе. Иными сло­вами, это те же потребности, что есть и у животных. Немецкий писатель Г. Бёлль (1917—1985) так писал об одной из этих по­требностей: «Сон прекрасен тем, что уравнивает и человека и животное».

Вторая группа — социальные потребности, порожденные об­ществом. В них воплощена нужда личности, например, в много­образных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализа­ции, самоутверждении, общественном признании ее достоинств. Среди социальных потребностей иногда выделяют потребности «для себя» (потребность настаивать на своих правах) и «для других» (потребность выполнять свои обязанности). О первых русский писатель А. Н. Радищев говорил: «Все начинаемое для себя, все, что делаем без принуждения, делаем с прилежанием, рачением, хорошо». А примером второй потребности может быть герой рассказа Ю. Нагибина «Иван»: «Если определить его главную устремленность — он всегда кому-то помогал . Помо­гать было его призванием . Ему доставляло куда больше удо­вольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя».

Третья группа потребностей — идеальные: познавать окру­жающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Понять смысл жизни помогает не только знание, но и искусство, которое иными средствами, чем наука, помогает человеку найти себя и свое предназначение.

У некоторых людей идеальные потребности сводятся к раз­влечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кому-то — ки­но, кому-то — танцы, а кому-то — поболеть за любимую фут­больную команду. Тем, кто профессионально занимается наукой и искусством, свойственны сильные идеальные потребности.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимо­связаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге! Человек выбирает напиток, утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью, удовлет­ворение которой имеет множество социальных граней; имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное об­щество, разделяющее его трапезу. У большинства людей соци­альные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении (речь о нем пойдет ниже).

Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Особенности познавательной деятельности.
1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно ...

Функция сновидений.
Обсуждение некоторых подробностей происхождения снов диктовалось тем, что эта почва, из которой произрастает большинство символов. К сожалению, они трудны для понимания. Образы, кажущиеся противоречивыми, толпящимися в спящем мозгу, утрач ...

Психосемиотика в трудовой деятельности
Научно-технический прогресс усиливает роль человеческого фактора. Это выра­жается в интенсификации психической деятельности человека, находящегося в производственной сфере, в многократном увеличении объектов (предметов) дея­тельности, акт ...