Мотивы деятельности

Страница 1

Слово «мотив» французского происхождения, в психологии означает то, что побуждает деятельность. Нас интересует во­прос: что движет человеческой деятельностью?

Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мысли­тели разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно — развитием обще­ства.

Одни из них объясняли развитие влиянием географической среды. Так, французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье считал, что климатические условия обусловливают индивидуаль­ные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической власти, законах, торговле и т. п.

Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: «идеи правят миром». Некоторые из них считали, что это идеи критически мыслящих личностей, которые создают иде­альные проекты общественного устройства. Иной взгляд заклю­чался в том, что историей правит мировой разум. Такой взгляд развивал в своих трудах немецкий философ Гегель.

Еще одна точка зрения на развитие общества состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов.

Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, лю­ди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, про­изводить все это. Изменения в производстве, согласно Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Деятельность людей определяется в конечном счете их материальными, экономическими интересами.

Некоторые ученые отрицали возможность объяснения истори­ческих изменений каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие самых различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого. Однако многие ученые и сегодня считают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. Так, в условиях научно-технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором назвали технику и тех­нологию.

Ученые-психологи изучают состояние переживания человека, побуждающее его к деятельности. В мотивах деятельности про­являются потребности человека. Поэтому можно сказать, что мо­тивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетво­рением потребностей. А потребность — это переживаемая и осоз­наваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержа­ния организма человека и развития его личности.

Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. На­пример, голод — это нужда в пище, предметом потребности яв­ляется пища. Невозможность справиться с задачей создает нуж­ду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Техника речи
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя. Дети особенно ...

Экологическая психофизиология
Экологическая психофизиология занимается изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека. В сферу ее интересов входят: · разработка ...

Понятие воображения.
По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. (Цит. по 18, 349). Отличительной особенностью воображения являет ...