Мотивы деятельности

Страница 4

Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Г. Гегель писал: «Ближайшее рассмотрение исто­рии убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их по­требностей, их страстей, их интересов . и лишь они играют глав­ную роль».

Потребности и интересы осознаются людьми, т. е. характери­зуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятель­ность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в де­ятельности проявляется и бессознательное, что означает психи­ческую жизнь, совершающуюся без участия сознания.

Австрийский психолог З. Фрейд (1856—1939), изучавший роль бессознательного, придавал ему большое значение: «Мно­гое в Я безусловно бессознательно, именно то, что следует на­звать «ядром Я». Под бессознательным в психологии обычно по­нимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не дает себе отчета.

В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное — это творческое начало, главный ис­точник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психо­лог К. Г. Юнг (1875—1961) считал, что бессознательное— источ­ник творческой фантазии духа, оно существует не только в лич­ности, но и в общественной психологии.

На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т. е. психические состояния, выражающие неосознан­ную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности, направленной на сохранение и раз­витие жизни, другие проявляются в агрессивных, разрушитель­ных действиях. Для человека, испытывающего состояние влече­ния, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действия. Вспомним слова князя из «Русалки» А. С. Пушкина: «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила». Герой драмы не осознает, какая сила побудила его прийти к тому мес­ту, где погибла любимая девушка.

Многие ученые считают, что влечение—это начальный этап формирования мотивов поведения человека. Первоначально не­осознанные влечения уступают место осознанным мотивам.

Немецкий социолог М. Вебер, говоря о деятельности, разде­лил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.

Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. В этом случае индивид ра­ционально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, отношение различных возможных целей друг к другу.

Ценностно-рациональное действие характеризуется осознан­ным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предна­чертаниях, благочестии. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоя­нием индивида (слово «аффект» происходит от латинского слова, означающего буквально: душевное волнение; психологи понима­ют под этим термином относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание — ярость, ужас, отчаяние и т. п.). Оно может быть реагированием на со­вершенно необычное раздражение. Индивид действует под влия­нием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Развитие личности
Одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психосексуальн ...

Сотрудничество.
Тактика сотрудничества представляет собой стремление разрешить противоречие посредством активного взаимодействия со своим партнёром. Её использование резко повышает вероятность позитивного исхода конфликта. Таким образом, не только устран ...

Особенности воспитания детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности
Мы уже отмечали ранее, что интеллектуальное нарушение затрудняет формирование социально – нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении. Поэтому одна из основных задач воспитания умственно о ...