Можно привести несколько вариантов определения понятия “восприятие”:
Восприятие –
это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [8, 61].
Восприятием
называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [9, 42].
Восприятие –
это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что: восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
В экспериментальном исследовании (М.А. Джерелиевской и Шмелева 1991г.) отмечается, что большое значение для восприятия имеют такие компоненты внешнего облика, как одежда, прическа, украшения и прочие предметы и признаки, с помощью которых достигается то или иное внешнее «оформление» облика человека, которое может говорить о специфике деятельности, национальной принадлежности, принадлежности к эпохе, о вкусах, привычках и т.д.[5, 47] Оформление внешности человека оценивается окружающими, как правило, в соответствии с усвоенными людьми этико-эстетическими нормами, как, впрочем, и движения, позы, жесты и множество других факторов [11, 42].
При прочих равных условиях большинство людей во внешнем облике человека быстрее отмечают особенности, которые оказываются отклонением от «образов» облика, принятых этими людьми за норму. Более того, наиболее привлекательными воспринимаются лица, которые представляют собой «среднее арифметическое» (медиана разбросов) всех лиц популяции. Эти данные были получены в результате оригинального исследования с помощью компьютерного моделирования [5,82].
Образ человека на экране складывается из нескольких факторов - телесности, внешнего облика, психологических свойств и социальных задатков, так как телевидение – массовое средство общения и, конечно же, имидж вбирает в себя представление о социальной функции человека на экране.
Мир человека – это его телесность, психика, разум, социальные качества. Человек на экране, несомненно, воплощает в себе все эти свойства. Богатейший мир телевизионных персонификации зиждется не только на социально обобщенных образах [4, 63].
В своей работе Р.Орт выделяет ряд характеристик источника сообщения, которые влияют на его эффективность:
Близость с получателем информации. Близость оценок важнее близости области, в которой достигается воздействие. В целом, чем ближе источник и получатель друг к другу, тем скорее будет достигнуто изменение получателя. Кстати, по этой причине в теории переговоров одно из первых правил требует демонстрации близости (биографии, интересов, хобби и т.д.) переговорщика с оппонентом [12, 34].
Другие статьи:
Учение о государстве
Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Мона ...
Ритуалы подростковой субкультуры.
Говоря о секретном мире подростка, нельзя не сказать о ритуалах, которыми наполнен этот мир.
1.Самый известный ритуал – ритуал закрепления дружбы. Обычно это так называемый обряд «братания кровью». Он может происходить как в подростково ...
Особенности переживания чувства горя у детей
Детский опыт переживания горя практически в точности повторяет переживание горя взрослыми. Тем не менее реакции детей проявляются иначе и часто отличаются от тех, которые ожидают от них взрослые. Поэтому мнение, что дети не переживают та ...
Разделы