Ш.А.Амонашвили
считает, что в воспитании часто создается обстановка, при которой воспитанник избегает воспитателя, а этот последний пытается поймать его для того, чтобы провести процесс насильственного воспитания. (2,1982г.) Существенной возможностью, с помощью которой можно изменить сложившуюся обстановку, основным условием личностно-гуманного подхода исследователи (В.А.Сухомлинский, Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили) считают необходимость обязательно учитывать позицию ребенка. Интересно привести в связи с этим мысль, высказанную Н.А.Добролюбовым: «Как скоро стремление ребенка удовлетворяются, т.е. дается ему простор думать и действовать самостоятельно (хотя до некоторой степени), ребенок бывает весел, радужен, полон чувств самых симпатичных, выказывает кротость, отсутствие всякой раздражительности, самое милое и радужное послушание в том, справедливость чего признает». У детей есть свое мерило справедливости, у них есть свой моральный кодекс. Ш.А.Амонашвили , рассматривая в своих трудах проблему взаимоотношений воспитателя и воспитанника на началах личностно-гуманного подхода («Созидая человека», «Здравствуйте, дети!», «Обучение и воспитание», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»), приходит к выводу, что воспитатель обязательно должен занять позицию ребенка, должен встать на его сторону и только в этих условиях искать пути, как ограничивать процесс ее формирования. Умение воспитателя занять позицию воспитанника, понять его и возникающие при этом между ними взаимоотношения В.А.Сухомлинский
назвал духовной общностью. Он считал, что без этой духовной общности воспитание невозможно, нельзя и говорить о настоящем, истинном воспитательном процессе. «Мы добиваемся того, - писал В.А.Сухомлинский, - чтобы учителей и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках». (48,1981г.) Учет позиции ребенка, понимание и проникновение вглубь ее, по мнению Ш.А.Амонашвили
, предоставляет возможность осуществлять глубинное воспитание. (2,1982г.) Процесс глубинного воспитания, в первую очередь, подразумевает, что ребенок считает вродителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его. Без доверия и любви, без взаимного уважения процесс глубинного воспитания не может быть налажен. Этот процесс основывается на взаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка, и, поскольку родитель обладает большими знаниями и опытом, естественно, его советы и наставления становятся руководящими для ребенка, открывающего ему душу.
Глубинное воспитание, как отмечает Ш.А.Амонашвили, должно стать основой современного педагогического процесса. В таких условиях родитель имеет возможность глубоко изучить ребенка, его психологические особенности, понять, что радует, что огорчает его. Знание всего этого позволяет взрослому вмешиваться в жизнь ребенка только в том случае, когда это действительно необходимо.
Личностный гуманный подход станет основой коррекции сложных педагогических ситуаций в том случае, если весь воспитательный процесс будет построен на этих началах. Но личностно-гуманный подход не лекарство для уже осложненных педагогических ситуаций. Однако он является существенным условием для разрядки ситуации и успокоения ребенка. Вместе с тем необходимо, чтобы в дальнейшем отношения родителей с детьми строились на тех же основах. Это позволит исключить недоверие и возникновение новых сложных педагогических ситуаций. Глубинное воспитание в сравнении с императивным – процесс, труднее поддающийся управлению со стороны родителя. Он требует хорошего владения педагогическим искусством, обладания психологическим чутьем, знания того, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах, чтобы увлечь и повлечь за собой ребенка. Коррекция сложной педагогической ситуации, возникшей в рамках подобного воспитательного процесса, осуществляется легче, взаимоотношения между родителем и ребенком восстанавливаются сравнительно проще.
Другие статьи:
Общение со взрослыми в школьном возрасте
Начало школьного возраста определяется важным внешним обстоятельством - поступлением в школу. К этому периоду ребенок уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях; он имеет навыки самооб ...
Феноменология духа
Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является её истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении её. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для-себя-бытия, – как идея, объект которо ...
Этические принципы и теории
Слово "этика" (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) обычно понимается в двух значениях.
1. Философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность: их принципы, развитие, нормы, роль в обществе. Как обозначение о ...
Разделы