Глубинное воспитание как основа коррекции сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

Психология » Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения » Глубинное воспитание как основа коррекции сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

Страница 2

Что следует понимать под уважением личности? Это, в первую очередь, доверие, вырабатывающее у ребенка чувство ответственности и долга.

В «Педагогической поэме» А.С.Макаренко описывает классический случай использования доверия в целях воспитания: он доверил бывшему вору пистолет, коня и поручил забрать из банка деньги и доставить их в колонию. В душе бывшего вора пробудилось чувство ответственности перед коллективом, он увидел и свое личное достоинство: ему доверяют, ему поручили важное дело. Подобное доверие вызывает качественное перерождение личности ребенка. Наблюдения позволяют предположить, что во многих семьях частично нарушен фундамент доверия. Родители проявляют недоверие к ребенку, контролируют его на каждом шагу, ставят его слова под сомнение. Осознанные требования родителей на педагогически неверную почву, вследствие чего ребенок также утрачивает доверие к родителям, предпочитает обманывать. Таким образом, складывается обстановка, когда возникшая и развивающаяся на почве недоверия конфликтная ситуация заводит в тупик отношения родителей и детей.

В классе, где мы проводили исследование, одна девочка не пришла в школу в тот день, когда должно было состояться изложение, родителям она сказала, что занятий в школе не будет. Когда мать ребенка узнала, очень удивилась, что ее дочь обманула. Мы предположили, что в семье царит атмосфера недоверия.

Вторым существенным признаком уважения к личности ребенка является обязательное учитывание потребностей в самостоятельности. У многих детей сильно стремление к свободе. Но речь, конечно, не о том, чтобы родители позволили ребенку все. Вместе с тем, в силу ограниченности его жизненного опыта, он не может правильно понимать, что такое «свобода». Свобода для него – это, когда никто не вмешивается в его «дела», никто не наставляет. Родители, которые не обладают ни воспитательными способностями и опытом, ни соответствующими педагогико-психологическими знаниями, в подходе к этому делу занимают две крайние позиции: либо действительно дают ребенку полную свободу, что в случае его попадания в асоциальную среду может сбить его с правильного пути, либо лишают ребенка всякой свободы, что может его ожесточить, сделать безвольной, беспомощной личностью.

В качестве принципиальной основы преодоления основной трагедии воспитания в системе А.С.Макаренко разработаны такие педагогические пути, как самоуправление, ответственность, перспективные линии и т.д. В педагогической практике есть немало случаев, являющихся примером установления между родителями и детьми отношений сотрудничества и взаимопонимания, когда педагогический процесс основывается не на императивном подходе, а на началах личностно-гуманного воспитания. Например, когда супругов Никитиных спрашивали (из книги «Мы и наши дети» Б.П.Никитин

, М.А.Никитина (

37,1980)), послушны ли их дети, не вступают ли с ними в пререкания, в споры. На это они ответили так, что у них не было стремления к послушанию, к беспрекословному подчинению. Ребенок должен не бояться, быть самим собой и иметь право наравне со взрослыми высказывать свое мнение. Никитины старались избавляться от авторитарности и с самого начала пытались строить жизнь семьи на демократических началах: все, что касалось общих дел или проблем, обсуждали вместе с детьми, причем первое слово предоставляли младшему, а затем по старшинству. Словом, дети были свободны в своих размышлениях и высказываниях. При этом можно было возражать, доказывать. Главным для всех оставалось выиграть честный поединок, найти истину, а не уязвить друг друга.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Влияние отсутствия семьи, психической депривации на развитие ребенка.
Отсутствие материнской заботы как в виде изоляции и сепарации от матери, так и в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не осуществляет адекватного ухода за ним (грубо обращается, эмоционально отвергает, относится б ...

Формирование личности.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его раз­вития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ре ...

Эббингауз
Эту задачу разрешил немецкий психолог гермаг Эббингауз (1850-1909), труд которого «О памяти» (1885) открыл новую эпоху в развитии экспериментальной психологии. Сам Эббингауз считал, что своими основными идеями он обязан Фехнеру , «Элем ...