1 – благоприятная семейная ситуация
2 – тревожность в семье
3 – конфликтность в семье
4 – чувство неполноценности в семейной ситуации
5 – враждебность в семейной ситуации
Рисунки с уравновешенными доверительными отношениями отражали следующие признаки:
- общая деятельность всех членов семьи,
- преобладание людей на рисунке,
- изображение всех членов семьи,
- отсутствие изолированных членов семьи,
- отсутствие штриховки,
- хорошее качество линий,
- адекватное распределение людей на листе.
Таких рисунков было7 (29%). Они набрали по 8 баллов из максимальных 10 – это высокий уровень.
Рисунки, отражающие тревожность, отличались:
- штриховкой,
- линией основания – пол,
- линией над рисунком,
- линиями с сильным нажимом,
- стиранием,
- преувеличенным вниманием к деталям,
- преобладанием вещей,
- двойными или прерывистыми линиями.
Таких рисунков было 5 (21%). Три рисунка – 8 баллов – это высокий уровень тревожности, два рисунка – по 4, средний уровень.
Конфликтность в семье выражалась в:
- стирании отдельных фигур,
- отсутствие основных частей тела у некоторых фигур,
- выделение отдельных фигур,
- их изоляция,
- неадекватная величина отдельных фигур,
- отсутствие на рисунке некоторых членов семьи,
- человек, стоящий спиной.
Таких рисунков было 7 (29%). Пять рисунков – 10 баллов – это высокий уровень. Два рисунка – 5 баллов – это низкий уровень.
Чувство неполноценности в семейной ситуации отражалось в рисунках так:
- автор рисунка непропорционально маленький,
- расположение фигур на нижней части листа,
- линия слабая, прерывистая,
- изоляция автора от других,
- маленькие фигуры,
- отсутствие автора,
- автор стоит спиной.
Таких рисунков было 4 (17%). Один рисунок – 8 баллов – это высокий уровень; один рисунок – 6 баллов – это средний уровень; два рисунка – 3 балла – это низкий уровень.
Враждебность в семейной ситуации:
- одна фигура на другом листе или другой стороне листа,
- агрессивная позиция фигуры,
- зачеркнутая фигура,
- обратный профиль, руки раскинуты в стороны,
- длинные пальцы
Такой был один рисунок (4%), он набрал 3 балла – это средний уровень.
Данное исследование позволило определить состояние внутрисемейных отношений. Анализ результатов исследования показал, что в большинстве семей имеются трудности в семейном воспитании (17 рисунков свидетельствуют об этом – это 70% опрошенных). Для подтверждения предположения мы провели анкетирование и тестирование родителей и детей.
В исследовании принимали участие 24 родителя, более активными оказались мамы – 19 человека и 5 пап.
Вопросники, тесты и анкетирование для родителей позволяют установить типы родителей как воспитателей, использовать при их разбивке по группам критерии, которые применяются для характеристики стиля взаимоотношений между взрослыми и ребенком. В соответствии со стилем взаимоотношений было выделено три типа:
Авторитарный
Либеральный
Гуманно-сотруднический
Таблица 2
Типы родителей как воспитателей
(отвечали родители)
Типы родителей |
% родителей, принадлежащих к данному типу |
1.Авторитарный |
37,5% (9чел) |
2.Либеральный |
29% (7чел) |
3.Гуманно-сотруднический |
33% (8чел) |
Авторитарными мы посчитали родителей, которые согласились с такими высказываниями: «Физическое наказание – лекарство для ребенка», «Не обязательно отвечать на все вопросы ребенка», «Ребенок должен беспрекословно подчиняться родителям», «Дети не владеют умением самостоятельно рассуждать», «Страх рождает любовь».
Из ответов на вопрос, поставленный к любой ситуации, они выбрали ответы следующего характера: «строго накажу», «ни в коем случае не позволю», «попытаюсь поймать». На вопрос: «Часто ли вы ребенку навязываете свои мысли?» ответили: «Конечно, наставляю его на истинный путь». На вопрос: «Вы идеальный родитель?» ответили: «Думаю, я близок к идеалу»
Другие статьи:
Заключение.
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого опр ...
Социализация, как процесс формирования личности.
Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходим ...
Структурная интеграция (рольфинг)
Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха.
По мнению Роль ...
Разделы