Анализ результатов исследования состояния внутрисемейных отношений.

Психология » Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения » Анализ результатов исследования состояния внутрисемейных отношений.

Страница 2

1 – благоприятная семейная ситуация

2 – тревожность в семье

3 – конфликтность в семье

4 – чувство неполноценности в семейной ситуации

5 – враждебность в семейной ситуации

Рисунки с уравновешенными доверительными отношениями отражали следующие признаки:

- общая деятельность всех членов семьи,

- преобладание людей на рисунке,

- изображение всех членов семьи,

- отсутствие изолированных членов семьи,

- отсутствие штриховки,

- хорошее качество линий,

- адекватное распределение людей на листе.

Таких рисунков было7 (29%). Они набрали по 8 баллов из максимальных 10 – это высокий уровень.

Рисунки, отражающие тревожность, отличались:

- штриховкой,

- линией основания – пол,

- линией над рисунком,

- линиями с сильным нажимом,

- стиранием,

- преувеличенным вниманием к деталям,

- преобладанием вещей,

- двойными или прерывистыми линиями.

Таких рисунков было 5 (21%). Три рисунка – 8 баллов – это высокий уровень тревожности, два рисунка – по 4, средний уровень.

Конфликтность в семье выражалась в:

- стирании отдельных фигур,

- отсутствие основных частей тела у некоторых фигур,

- выделение отдельных фигур,

- их изоляция,

- неадекватная величина отдельных фигур,

- отсутствие на рисунке некоторых членов семьи,

- человек, стоящий спиной.

Таких рисунков было 7 (29%). Пять рисунков – 10 баллов – это высокий уровень. Два рисунка – 5 баллов – это низкий уровень.

Чувство неполноценности в семейной ситуации отражалось в рисунках так:

- автор рисунка непропорционально маленький,

- расположение фигур на нижней части листа,

- линия слабая, прерывистая,

- изоляция автора от других,

- маленькие фигуры,

- отсутствие автора,

- автор стоит спиной.

Таких рисунков было 4 (17%). Один рисунок – 8 баллов – это высокий уровень; один рисунок – 6 баллов – это средний уровень; два рисунка – 3 балла – это низкий уровень.

Враждебность в семейной ситуации:

- одна фигура на другом листе или другой стороне листа,

- агрессивная позиция фигуры,

- зачеркнутая фигура,

- обратный профиль, руки раскинуты в стороны,

- длинные пальцы

Такой был один рисунок (4%), он набрал 3 балла – это средний уровень.

Данное исследование позволило определить состояние внутрисемейных отношений. Анализ результатов исследования показал, что в большинстве семей имеются трудности в семейном воспитании (17 рисунков свидетельствуют об этом – это 70% опрошенных). Для подтверждения предположения мы провели анкетирование и тестирование родителей и детей.

В исследовании принимали участие 24 родителя, более активными оказались мамы – 19 человека и 5 пап.

Вопросники, тесты и анкетирование для родителей позволяют установить типы родителей как воспитателей, использовать при их разбивке по группам критерии, которые применяются для характеристики стиля взаимоотношений между взрослыми и ребенком. В соответствии со стилем взаимоотношений было выделено три типа:

Авторитарный

Либеральный

Гуманно-сотруднический

Таблица 2

Типы родителей как воспитателей

(отвечали родители)

Типы родителей

% родителей, принадлежащих к данному типу

1.Авторитарный

37,5% (9чел)

2.Либеральный

29% (7чел)

3.Гуманно-сотруднический

33% (8чел)

Авторитарными мы посчитали родителей, которые согласились с такими высказываниями: «Физическое наказание – лекарство для ребенка», «Не обязательно отвечать на все вопросы ребенка», «Ребенок должен беспрекословно подчиняться родителям», «Дети не владеют умением самостоятельно рассуждать», «Страх рождает любовь».

Из ответов на вопрос, поставленный к любой ситуации, они выбрали ответы следующего характера: «строго накажу», «ни в коем случае не позволю», «попытаюсь поймать». На вопрос: «Часто ли вы ребенку навязываете свои мысли?» ответили: «Конечно, наставляю его на истинный путь». На вопрос: «Вы идеальный родитель?» ответили: «Думаю, я близок к идеалу»

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи: