Внутрисемейные отношения как ведущий фактор возникновения и развития сложной педагогической ситуации в процессе семейного воспитания.

Психология » Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения » Внутрисемейные отношения как ведущий фактор возникновения и развития сложной педагогической ситуации в процессе семейного воспитания.

Страница 1

В данном разделе мы обратимся к рассмотрению ведущего фактора возникновения и развития сложной педагогической ситуации в семье – внутрисемейным отношениям. Семья, как определенная общность, выступает как конкретная система связи и взаимоотношения между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных и многоплановых потребностей.

Говоря о внутрисемейных отношениях, мы, прежде всего, имеем в виду отношения между супругами, между родителями и детьми. Внутрисемейные отношения одновременно являются и компонентом более широкой категории – семейных отношений в целом, включающих в себя также отношения между семьей и обществом.

Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а, следовательно, ее воспитательных возможностей.

В чем же заключается воспитательная значимость внутрисемейных отношений?

Прежде всего, это то, что данные отношения являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми впервые сталкивается ребенок с момента рождения. Именно семья создает возможность посвящения в систему данных отношений.

Далее, и это самое важное, внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений (один из социально-психологических механизмов становления и развития личности), осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности.

Таким образом, все факторы, способствующие общению ребенка с взрослыми, как и контакт с одним лицом, являются сильнейшими стимуляторами его психического и нравственного развития. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослым создает семья как посредством его постоянного общения с родителями, так и посредством тех связей, которые она устанавливает с окружающими.

Психологи особо отмечают, что специфической характеристикой внутрисемейных отношений, которая в то же время играет роль уникальной воспитательной ценности, являются: близость и неповторимые узы родных людей, глубоко личный контакт родителя и ребенка, привязанность и взаимопонимание. Именно они обуславливают эффективность и его воспитательную силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком (в процессе подражания и сопереживания) нравственных позиций родителей, проявляющихся в их привычках, обычаях, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, общественным событиям, поступкам окружающих и т.д. С другой стороны, это проявляется в особой чувствительности и предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающихся его поведения.

Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, следует особо выделить родительскую любовь. Не без основания ее считают основой воспитания. «Человеческая любовь, - писал В.А.Сухомлинский, - могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа, - тот, воспитывая самого себя, воспитывает своих детей». (47,1988г.)

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Теории темпераментов
Интерес к изучению психологии личности становится все более глубоким и постоянным в начале XIX века. Если знания в этой области ограничивались высказываниями Гиппократа и Галена, о темпераментах, то в последующем возникают новые теории, с ...

Основные формы общения в Интернете и их особенности.
М ожно выделить следующие формы общения в Интернете: -телеконференция, чат (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail. Исследователи Интернет - общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени ...

Виды трудовой адаптации.
1. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работн ...