Таким образом, семья обладает целой палитрой свойственных ей стимуляторов психосоциального развития ребенка, важнейшее из которых – интенсивность и богатство общения со взрослыми, интимные и стойкие эмоциональные контакты с постоянными лицами (мать, отец, другие члены семьи), родительская и, прежде всего, материнская любовь, внимание и забота.
Нравственно-эмоциональная сторона внутрисемейных отношений – уникальный воспитательный фактор, не имеющий своего равнозначного эквивалента. Разумеется, каждая семья имеет свой, только ей присущий уровень нравственно-эмоциональной выразительности внутрисемейных отношений, который зависит от индивидуальных свойств и особенностей членов семейной группы, их нравственной и духовной культуры. Поэтому воздействие семьи на ребенка специфично по своему своеобразию в каждом отдельном случае.
В счастливой дружной семье гармоничные внутрисемейные отношения являются обязательным и сильнейшим специфическим воспитательным фактором. Но если эмоциональные и духовные внутрисемейные отношения нарушаются, то семья не только теряет свои воспитательные возможности, но и часто становится средой, которая искажает и сдерживает положительное влияние общества на становление личности ребенка.
В данном параграфе мы рассмотрели ведущий фактор возникновения и развития сложной педагогической ситуации в семье – внутрисемейные отношения. Рассмотрели, в чем заключается воспитательная значимость внутрисемейных отношений. Специфической характеристикой внутрисемейных отношений являются: близость и неповторимые узы родных людей, глубоко личный контакт родителя и ребенка, привязанность и взаимоотношения. Особо выделили родительскую любовь как основу воспитания.
О том, как происходит воспитание ребенка в семье, о влиянии на формирование личности различных трудностей, возникающих в процессе воспитания, и пойдет разговор в следующем параграфе теоретической части дипломной работы.
Другие статьи:
Пери-, натальный и весь неонатальный период.
· Когнитивное развитие.
Когнитивное развитие ребенка в этом периоде в современной когнитивной психологии изучается весьма интенсивно. Установлено, что ребенок вовсе не является пассивным, не реагирующим на внешнюю стимуляцию существом. О ...
Методы и методики изучения сложных педагогических ситуаций в процессе
семейного воспитания.
Мы изучаем сложные педагогические ситуации в процессе воспитания детей, а именно, отношение к воспитанию в семье младшего школьного возраста. Для этого мы планируем провести исследование.
Для определения состояния внутрисемейных отношени ...
Направления в семейной психотерапии
Кратко расскажу о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии.
1. Школа Пало Алто
Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода “проблеморешающей терапии”. Многие методики им были позаимствованы у Милтона Эри ...
Разделы