Анализ результатов исследования состояния внутрисемейных отношений.

Психология » Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения » Анализ результатов исследования состояния внутрисемейных отношений.

Страница 1

Опытно-экспериментальная работа проходила в средней общеобразовательной школе №15 г.Мытищи М.О., во 2 «В» классе, учитель – Челпаченко Г.Н. Количество учащихся в классе – 24 чел., трое детей воспитываются в неполных семьях матерями, остальные имеют обоих родителей.

Испытуемые: 24 чел., 13 девочек и 11 мальчиков.

Анализ рисунка семьи помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации:

а) на 8 рисунках не присутствовали все члены семьи. Обычно ребенок не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположения членов семьи на рисунке показывает их взаимоотношения. Например, важным показателем психологической близости являлось расстояние между отдельными членами семьи. На 10 рисунках между ними присутствовали различные объекты, которые служили как бы преградой. Общая деятельность членов семьи свидетельствовала о хороших, благополучных семейных отношениях, таких рисунков было 5. На многих рисунках общая деятельность лишь нескольких членов семьи, таких рисунков - 5. Это указывает на наличие семейных микрогрупп. Трое детей изобразили себя на нижней части листа, что свидетельствует о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На отдельных рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще мебель, таких рисунков – 7. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка.

б) Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неясно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены неоднозначно, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Нужно отметить, что в рисунках детей можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим – мать и сестра(6 случаев). Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

Анализ процесса рисования дал богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Был момент, когда некоторые дети отговаривались тем, что они не умеют рисовать, это вполне понятно и нормально(2 случая). Успокоив их, было сказано, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также прикрывание рукой нарисованное может свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Большинство детей начали свой рисунок с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся(14 детей). Возникали паузы перед тем, как ребенок начинал рисовать одну из фигур(8 детей). Это говорит об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях могло прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения задания лучше не вступать в разговор.

Таблица 1.

Кинетический рисунок семьи

Характер внутрисемейных отношений

Количество рисунков

1.Благопрятная внутрисемейная ситуация

29% (7рис.)

2.Тревожность

21% (5рис.)

3.Конфликтность в семье

29% (7рис.)

4.Чувство неполноценности в семейной ситуации

17% (4рис.)

5.Враждебность в семейной ситуации

4% (1рис)

Анализ детских рисунков дал возможность предположительно разделить семьи испытуемых детей на 5 основных групп в зависимости от сложившихся внутрисемейных отношений:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Функции речи.
Исследователи выделяют три основные функции речи: комму­никативную, регулирующую и программирующую. 1. Коммуникатив­ная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Язык – это система словесных знаков, средство, с помощью ...

Отношение ко времени
Различные деловые культуры по-разному относятся к времени. Очевидно, однако, что успешное управление организацией затрудняется, если занятые в ней работники по-разному чувствуют и оценивают время. От того насколько партнеры по бизнесу из ...

Заключение.
Выше описанные характеристики личности педагога вообще должен иметь, в частности, преподаватель психологии. Ведь личностное развитие, включающее в себя и профессиональное, играет огромную роль в осуществлении им эффективной деятельности. ...