Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.

Психология » Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения » Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.

Страница 3

Таким образом, накопленный в семье запас агрессивности способствует неадекватному самоутверждению ребенка, и поэтому этот процесс протекает при помощи драк, стычек и других, порой сомнительных, "героических" поступков. Часто у таких детей формируется желание установить дружеские взаимоотношения с группой сверстников или старших ребят за пределами семьи, что способствует определенной компенсации дефицита внимания и дружеских взаимоотношений, ощущаемого ребенком в семье. Именно такие дети вызывают претензии за безоговорочное лидерство среди ровесников. Невозможность удовлетворения этой претензии в классе, в силу различного рода причин (плохая академическая успеваемость, недисциплинированность, отсутствие авторитета у актива класса и преподавателей), доводит их до того, что на улице такие дети превращаются в своего рода "вожаков"

Мы также считаем, что невозможно не уделить внимания такому условию возникновения трудновоспитуемости ребенка, как наличие в семье отца-пьяницы. В такой семье и мать, и дети постоянно испытывают чувство унижения и часто подвергаются физическому оскорблению и побоям. Здесь нередко формируется "тихий" и "трусливый" тип ребенка, в большинстве это происходит с мальчиками. Поведение этих детей сведено к полному, но пассивному следованию требованиям и нормам, подсказываемым обстановкой и течением событий. Такие дети в последующем пополняют контингент ребят, попавших под влияние уличного "вожака".

В.Г.Сенько подчеркивает, что уже к моменту достижения школьного возраста ребенок накапливает достаточный нравственный опыт, у него формируются признаки индивидуального характера, вырабатываются привычки и навыки поведения, которые, в зависимости от условий воспитания, могут быть как положительными, так и отрицательными. Нежелательные с педагогической точки зрения условия воспитания ребенка способствуют накоплению отрицательных взаимоотношений, перерастающих в результате многократного их повторения в стойкое отношение, в привычку и проявляющихся в поведении ребенка в виде различных отклонений. (45,1980г.)

Н.Н.Верцинская изучила и проанализировала особенности ситуаций развития ребенка и нравственных отношений. Она выделяет пять наиболее характерных ситуаций развития.

Первая группа ситуаций характеризуется неупорядоченностью семейных взаимоотношений, низким уровнем духовных потребностей родителей, невниманием к интересам детей, негативным отношением к педагогам и конфликтами с ними, изолированностью ребенка от классного коллектива в результате его академической неуспеваемости. Эти обстоятельства стимулируют изменение поведения, способствуют концентрации внимания на отрицательных моментах из личного опыта ребенка.

Для второй группы ситуаций характерны повышенные материальные потребности, чрезмерная забота о ребенке, которая связана с неумением установить в коллективе отношения взаимопонимания, с пренебрежительным отношением к родителям, с неспособностью ребенка наладить положительные контакты с другими детьми на равноправной основе.

Ситуации, входящие в третью группу, характеризуют сложные взаимоотношения между взрослыми членами семьи, нравственное содержание этих взаимоотношений остается для ребенка непонятным, "борьба за ребенка", его вовлечение в нее отвлекает учащегося, мешая ему сконцентрировать внимание на школьной жизни. Переживая подобные ситуации, ребенок либо озлобляется, либо замыкается в сфере болезненных эмоций.

Четвертая группа ситуаций - это ситуации, в ходе развития которых педагогическая запущенность проявляется уже на уровне системы отношений ребенка, дефекты которой незаметны для воспитателя. Причины следует искать в педагогической непросвещенности родителей, в их неумении понять индивидуальные свойства и качества собственного ребенка. В эту ситуацию дети часто, совершенно неожиданно, привносят целый комплекс аморальных проявлений.

В пятой группе ситуаций ведущим отношением, вызывающим педагогическую запущенность ребенка, могут стать его неудачи в учебе, отрицательно влияющие на атмосферу в семье, в такой ситуации в поведении ребенка иногда происходит поворот в сторону отрицательных поступков.

Итак, взаимоотношения в семье для ребенка являются сферой приобретения опыта и, в силу этого, нравственный облик будущей личности во многом определяется именно семейным воспитанием.

С того момента, когда ребенок осознает существование иных взаимоотношений, он начинает впитывать культуру через посредство родителей (или людей, выполняющих функции родителей), а позднее путем контактов с другими членами его семьи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Некоторые психологические аспекты специфики общения в Интернете.
Б олее конкретно, можно выделить следующие проблемы. Во-первых, соотношения "виртуального Я" (т. е. "Я", которое человек использует в телекоммуникации) с реальным и идеальным "Я" этого же человека. По данным, ...

Психоаналитический взгляд на проблему
Традиционная психоаналитическая точка зрения – страх переживается только при наличии реальной угрозы. По З. Фрейду, любая ситуация опасности включает потерю любви или объекта любви. Рождение является прототипом ощущения опасности (Фрейд, ...

Технические приёмы психодрамы
Рассмотрим некоторые технические приёмы психодрамы. 1. Смена ролей – это обмен ролями между двумя участниками психодрамы, когда они, уже получив некоторый опыт взаимодействия, попытаются войти в "психологический мир" друг друга ...