Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.

Психология » Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения » Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.

Страница 3

Таким образом, накопленный в семье запас агрессивности способствует неадекватному самоутверждению ребенка, и поэтому этот процесс протекает при помощи драк, стычек и других, порой сомнительных, "героических" поступков. Часто у таких детей формируется желание установить дружеские взаимоотношения с группой сверстников или старших ребят за пределами семьи, что способствует определенной компенсации дефицита внимания и дружеских взаимоотношений, ощущаемого ребенком в семье. Именно такие дети вызывают претензии за безоговорочное лидерство среди ровесников. Невозможность удовлетворения этой претензии в классе, в силу различного рода причин (плохая академическая успеваемость, недисциплинированность, отсутствие авторитета у актива класса и преподавателей), доводит их до того, что на улице такие дети превращаются в своего рода "вожаков"

Мы также считаем, что невозможно не уделить внимания такому условию возникновения трудновоспитуемости ребенка, как наличие в семье отца-пьяницы. В такой семье и мать, и дети постоянно испытывают чувство унижения и часто подвергаются физическому оскорблению и побоям. Здесь нередко формируется "тихий" и "трусливый" тип ребенка, в большинстве это происходит с мальчиками. Поведение этих детей сведено к полному, но пассивному следованию требованиям и нормам, подсказываемым обстановкой и течением событий. Такие дети в последующем пополняют контингент ребят, попавших под влияние уличного "вожака".

В.Г.Сенько подчеркивает, что уже к моменту достижения школьного возраста ребенок накапливает достаточный нравственный опыт, у него формируются признаки индивидуального характера, вырабатываются привычки и навыки поведения, которые, в зависимости от условий воспитания, могут быть как положительными, так и отрицательными. Нежелательные с педагогической точки зрения условия воспитания ребенка способствуют накоплению отрицательных взаимоотношений, перерастающих в результате многократного их повторения в стойкое отношение, в привычку и проявляющихся в поведении ребенка в виде различных отклонений. (45,1980г.)

Н.Н.Верцинская изучила и проанализировала особенности ситуаций развития ребенка и нравственных отношений. Она выделяет пять наиболее характерных ситуаций развития.

Первая группа ситуаций характеризуется неупорядоченностью семейных взаимоотношений, низким уровнем духовных потребностей родителей, невниманием к интересам детей, негативным отношением к педагогам и конфликтами с ними, изолированностью ребенка от классного коллектива в результате его академической неуспеваемости. Эти обстоятельства стимулируют изменение поведения, способствуют концентрации внимания на отрицательных моментах из личного опыта ребенка.

Для второй группы ситуаций характерны повышенные материальные потребности, чрезмерная забота о ребенке, которая связана с неумением установить в коллективе отношения взаимопонимания, с пренебрежительным отношением к родителям, с неспособностью ребенка наладить положительные контакты с другими детьми на равноправной основе.

Ситуации, входящие в третью группу, характеризуют сложные взаимоотношения между взрослыми членами семьи, нравственное содержание этих взаимоотношений остается для ребенка непонятным, "борьба за ребенка", его вовлечение в нее отвлекает учащегося, мешая ему сконцентрировать внимание на школьной жизни. Переживая подобные ситуации, ребенок либо озлобляется, либо замыкается в сфере болезненных эмоций.

Четвертая группа ситуаций - это ситуации, в ходе развития которых педагогическая запущенность проявляется уже на уровне системы отношений ребенка, дефекты которой незаметны для воспитателя. Причины следует искать в педагогической непросвещенности родителей, в их неумении понять индивидуальные свойства и качества собственного ребенка. В эту ситуацию дети часто, совершенно неожиданно, привносят целый комплекс аморальных проявлений.

В пятой группе ситуаций ведущим отношением, вызывающим педагогическую запущенность ребенка, могут стать его неудачи в учебе, отрицательно влияющие на атмосферу в семье, в такой ситуации в поведении ребенка иногда происходит поворот в сторону отрицательных поступков.

Итак, взаимоотношения в семье для ребенка являются сферой приобретения опыта и, в силу этого, нравственный облик будущей личности во многом определяется именно семейным воспитанием.

С того момента, когда ребенок осознает существование иных взаимоотношений, он начинает впитывать культуру через посредство родителей (или людей, выполняющих функции родителей), а позднее путем контактов с другими членами его семьи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Собеседование, проводимое при приеме на работу
Собеседование с сотрудниками отдела человеческих ресурсов. Задача первичного отбора состоит в определении ограни­ченного числа кандидатов, с которыми организация могла бы работать индивидуально. На следующем этапе специалист по подбору п ...

Средства повышения коммуникативности педагога.
Для учителя важны следующие коммуникативные умения: 1) Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией). 2) Понимать личность ученика, его психическое состояние. 3) «Подавать себя» в общении с учащимися. 4) Оптимально строить свою ре ...

Первоначальные исследования психоанализа.
О психоанализе Фрейд пишет:²Это не моя заслуга. Я не принимал участия в первоначальных исследованиях. Когда другой венский врач доктор Йозеф Брейер в первый раз применил этот метод к одной истерической девушке 1880-1882, я был студен ...