Эпоха Зигмунда Фрейда

Страница 1

На фоне ситуации, сложившейся в науке конца XIX в., особняком стояла одна из наиболее важных и влиятельных фигур в истории психиатрии, а пожалуй, и вообще в исто­рии западной цивилизации — Зигмунд Фрейд. Невозмож­но переоценить вклад Фрейда в науку о природе человека. Еще в начале своей карьеры он сделал вывод, что для лечения психического заболевания необходимо понять его при­роду, а для того, чтобы разобраться в отдельном феномене, необходимо наблюдать и исследовать

его систематически. Это привело к открытию жизненно важного принципа пси­хоанализа как действенного метода исследования. В ре­зультате Фрейду удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он как бы сблизил поня­тия лечения и исследования. Его выводы и принципы вы­звали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных пред­положениях.

Борьба Фрейда за свою теорию и его практика психоа­нализа окончательно утвердили как факт то предположе­ние, что психология — изучение личности — может иметь те же кумулятивные и оперативные характеристики, что и другие естественные науки. Время, когда Фрейд начал свою научную деятельность, было эпохой естественных наук. Пожалуй, нигде столь сильно, как в медицине, не царствовал примат материалистических обоснований. Психология делала отчаянные по­пытки спастись от того неуважительно-презрительного от­ношения, с которым относились к философии в целом. И сам Фрейд как человек своей эпохи не смог полностью освободиться от подобного подхода, и заявлял, что когда-нибудь психологию заменит химия. Однако он ре­шил не дожидаться торжества этой утопии и, напротив, стал изучать центральные проблемы личности и ее рас­стройств и отклонений при помощи адекватной методики, а именно психологической. Осознание и реконструкция подсознательных мотиваций, на чем основывается его ме­тодика лечения психических заболеваний, впервые дав возможность влиять на струк­туру человеческой личности.

Прежде психопатическое поведение не могло быть с легкостью объяснено с помощью психологии здравого смысла, ибо поведение неврастеника или душевнобольного отличается от психологического рисунка, который наш со­знательный опыт воспринимает как норму. Почему, на­пример, человек реагирует на повышение по службе состо­янием депрессии или самоубийством, объяснять невозмож­но, исходя из законов психологической каузальности, о которой нам известно лишь из субъективного опыта. Вот почему со времен Гиппократа человечество пыталось объяснить столь странное поведение физическими или химическими причинами. Те же ограниченные представления оста­ются в силе и при объяснении поведения психопатических преступников, мотивация действий которых кажется иррациональной.

Противоречия в таких ошибочных рассуждениях мож­но заметить лишь в том случае, если признать наличие «подсознательных» психических процессов.

Условия, благоприятствующие появления психоанализу

Мы уже увидели, что психиатры периода ро­мантизма всего лишь за полвека до того признали необхо­димость психологических методов для понимания и лече­ния психических болезней. В 1803 г. Рейль предложил признать психотерапию и патопсихологию неотъемлемой частью медицины. Моро де Тур заявил, что сны представ­ляют собой те же процессы, что и психотические симпто­мы, и что их изучение может дать ключ к пониманию при­роды психозов. Карус постулировал всепроникающее вли­яние подсознательных процессов на поведение человека — как нормальное, так и патологическое — и даже пошел дальше, объясняя все биологические процессы психологи­ческими причинами. А Гербарт даже пользовался поняти­ем и термином «вытеснение». И тем не менее этот период психологической ориентации был недолгим. Колоссальный прогресс в развитии естественных наук и, в частности, все углублявшееся знание о централь­ной нервной системе, затмили интерес к психологии и все, что не укла­дывалось в рамки материалистически-механистического мировоззрения, ставшего синонимом научного метода, пользовалось сомнительной репутацией и рассматривалось с подозрением. Фрейд нашел практическое применение психологи­ческому методу. То, что Фехнеру удалось в ограниченной области — в изучении сенсорного восприятия, — Фрейду удалось в области исследования личности, где он приме­нил методическое наблюдение и технику исследования, соответствующую природе изучаемого явления. Фрейд за­менил общие философские рассуждения конкретным изучением конкретных индивидов. Он создал науку психоби­ографию, реконструируя не только историю симптомов болезни пациента, но и историю жизни пациента, а это помогало пролить свет на происхождение психических симптомов. Он практически применил то, что другие — Пинель, среди прочих, более чем за сто лет до него — сформулировали в нечетких общих положениях, а имен­но: что психическое заболевание есть результат жизнен­ного опыта индивида.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности
«Утомление – напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванное длительной работой» (2). «Утомление усиливает психическую напряженность, является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное в ...

Технология работы с одаренными детьми.
Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проб ...

Особенности поведения тревожных детей.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются осо ...