Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.

Психология » Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения » Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.

Страница 2

Э.Г.Костяшкин делит трудных детей на три большие группы:

- аномальных в психоневрологическом отношении,

- педагогически запущенных,

- временно отстающих в умственном развитии.

Огромное значение для проведения воспитательно-профилактической работы с трудновоспитуемыми, для разрешения проблем и конфликтов имеет правильное и своевременное распределение детей по отдельным группам. И, если в работе с одной группой трудновоспитуемых может оказаться достаточным соответствующее педагогическое воздействие, то вторая группа трудных требует медико-педагогического наблюдения и воздействия. Таким образом, становится необходимым серьезно и всесторонне изучать ребенка, как только мы назовем его трудновоспитуемым.

Исследователи, работающие по проблемам, связанным с трудновоспитуемыми, подчеркивают то обстоятельство, что особенно осложняется положение в переходном возрасте. Правда, "трудные" дети встречаются уже в дошкольном возрасте и на начальной ступени школьного обучения, однако практика все же свидетельствует, что как с количественной, так и качественной стороны трудности в воспитании наиболее явно проявляются в переходном возрасте.

Трудные дети, как правило, нарушают порядок, плохо учатся (часть их составляют второгодники), дерутся, лгут, нецензурно выражаются, иногда воруют. Хотя существуют и исключения, когда трудновоспитуемый учится неплохо, однако в его поведении наблюдаются отклонения, а порой, напротив, в классе он не нарушает порядка, но не хочет учиться и попадает в число академически неуспевающих учеников.

Для части трудных детей характерна потребность в ярких эмоциональных переживаниях, острых впечатлениях. Большинство трудновоспитуемых отличается эгоизмом, для них в любом деле главное - удовлетворение их личных желаний и интересов.

Формы нарушения норм поведения трудновоспитуемыми девочками и мальчиками различны. Трудные девочки, на первый взгляд, часто ничем не отличаются от своих одноклассниц. На уроках они ведут себя прилично, выглядят аккуратно. "Трудность" девочек в большей степени касается их личной жизни, морали, чем их поведения в школе, а потому более скрыта и менее видна посторонним.

Когда имеешь дело с трудновоспитуемым, как правило, обнаруживаешь в семье воспитанника нездоровую атмосферу; часто семья ребенка внешне выглядит вполне благополучной и надежной, однако при более тщательном ознакомлении с взаимоотношениями, связывающими членов семьи, становятся явными условия, которые порождают или усиливают свойства и качества характера, присущие трудновоспитуемым детям.

Некоторые авторы (Л.С.Алексеева и др.) основной причиной моральной деформации личности ребенка считают неполную семью.

Как известно, отклонения от норм социального поведения могут начинаться еще в дошкольном возрасте, когда и закладывается фундамент основных компонентов социально-психологической структуры личности, база для создания как правильных, так и неверных представлений и взаимоотношений с людьми, предметами и явлениями окружающего мира.

Л.С.Алексеева выделяет два типа неблагополучных семей:

- постоянно конфликтные семьи

- семьи, где конфликты возникают эпизодически.

В постоянно конфликтных семьях прежние конфликты подготавливают почву для возникновения последующих. Ребенок воспринимает взаимоотношения взрослых, основанные на ругани, драках и взаимных угрозах, вне какой-либо критической их оценки и принимает их в качестве образца для собственного поведения, поэтому обстановка, складывающаяся в семье, оказывает своеобразное воздействие на формирование определенных свойств его личности. По мысли автора, опасней всего выработка у ребенка представлений о том, что якобы, формы поведения взрослых, воспринятые им в семье, представляют собой вполне приемлемые средства разрешения жизненных ситуаций. На основе учащающихся и развивающихся конфликтов между родителями у ребенка формируется представление, что в споре побеждает тот, кто более агрессивен, непокорен и кто обладает большим "запасом" конфликтности. В таких семьях родители настолько заняты постоянными ссорами друг с другом, что забывают о своих обязанностях по отношению к детям, не думают о необходимости создать для них элементарный психологический комфорт. Как следствие, у детей, выросших в подобных семьях, остаются неудовлетворенными потребности в любви, ласке и внимании со стороны родителей, что непременно доставляет им неприятные переживания и впоследствии становится основой формирования их отношения к окружающим людям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Результаты исследования поведения в Интернете.
Общая информация. Опрос был начат 7 сентября 1999 года и завершен 7 октября 1999 года. Исследование анонсировалось в списках рассылки "Новости психологической сети Российского Интернета", "Psl-l" (список рассылки для п ...

Поддержание верности новообращенных
Секты осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если только они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержание верности ...

Удовлетворенность браком.
В. Сатир (1992, с.17) утверждает, что, вступая брак, человек стремится обогатить, наполнить свою жизнь новым смыслом. Только очень странный человек, считает она, и по очень странным причинам сознательно пойдет под венец, зная, что брак сд ...