Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов. Специфика общения в чате.

Психология » Социально-психологические аспекты общения посредством Интернета » Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов. Специфика общения в чате.

Страница 2

битатели чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при обычной коммуникации в акте общения невербальная коммуникация определяет до 55 % результата. С

толь глобальная нехватка не могла не быть определенным образом компенсирована, поэтому общение в чате все-таки не обходится без телесности. В первую очередь был определенным образом компенсирован "эмоциональный дефицит" путем введения в виртуальный дискурс суррогатных, частично типизированных эмоциональных реакций - "смайликов" (от английского "smile" - "улыбка" :-), :*), %), 8-(

и так далее), которые получили чрезвычайно широкое распространение. О

днако это все-таки именно суррогат эмоциональных реакций. Многократно предпринимались попытки присвоить и закрепить обозначение определенных эмоциональных состояний за определенными смайликами, однако все они оказались безуспешными. Ф

актически, на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту (причем вид смайлика никакого значения не имеет), просто передавая направленность и степень его эмоций по примерно такой шкале :-)))), :-), :-|, :-(, :-(((([6]

.Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна. Многие создатели чатов осознано или интуитивно пытаются решить эту проблему (к примеру, в чате "Беседы в песочнице" в распоряжении посетителей набор нарисованных рожиц, которыми они могут иллюстрировать свои реплики), однако по-настоящему удачных решений пока не встречалось. П

омимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый "капс" (от английского "Caps Lock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. С

мысловой ряд тела при виртуальном общении компенсируется следующим образом. Не в силах мириться со своей "эфирностью", чатлане, практически с самого возникновения этой формы коммуникации, не ограничивались только прямой речью. Впоследствии это обернулось принятой во многих чатах возможностью работать не только в функции "Сказать", но и в функции "Сделать", задача которой описать происходящие с телом трансформации. Это, прежде всего, дало возможность точнее формулировать эмоциональный и смысловой контекст. Помимо функции "Сделать", в чатах широко используются и ремарки.

С

равните два высказывания: 1)Хочу. 2) "Хочу" - робко говорит Бизон, стоя у входа и стыдливо теребя кончик галстука" П

роблема нехватки паралингвистических средств характерна для всех форм сетевого общения, однако в чатах эта проблема максимально болезненна (не случайно компенсация смыслового ряда тела присутствует только в чатах), так как все это усугубляется тем, что общение происходит в режиме реального времени. У собеседников, по сути, отсутствует время на размышления над литературной формой своего высказывания. Максимально допустимая временная фора для ответа - 1-3 минуты, после этого смысла в ответе будет уже немного. Так как на экран одновременно выплескивается большое количество реплик, то через несколько минут послание, на которое вы отвечаете, будет безнадежно погребено под массой позднейших и о нем забудут все, в том числе и автор. И

з технических особенностей чата вытекает и еще одна особенность общения. Из-за того, что на экран одновременно поступает множество реплик, ограничение их объема является насущной необходимостью. Как правило, объем реплики в чате составляет в среднем три нераспространенных предложения. Именно по этой причине в чатах часто весьма затруднены глубокомысленные беседы, которые являются основным достоинством и недостатком другой глобальной формы сетевого общения - конференций. Т

аким образом, в чатах человек вынужден общаться в эпистолярном жанре, который в реальной жизни большинство людей использует достаточно редко, а письменное оформление мыслей должно быть быстрым и лаконичным. Но при этом необходимо максимально точно донести свою мысль, так как вероятность искажения вкладываемого тобой смысла при "обратной развертке" в голове собеседника довольно велика. Е

стественно, одной из основных проблем при виртуальной коммуникации является проблема неадекватности восприятия друг друга. Не случайно именно при сетевом общении тема "ты меня неправильно понял" всплывает на порядок чаще, чем при реальном. К

стати, массовое распространение "смайликов" - во многом следствие проблемы неадекватности восприятия. Давно замечена тенденция - чем дольше человек в Сети, тем чаще он употребляет смайлики, у старожилов смайликом снабжено едва ли не каждое предложение. По сути, смайлики приобрели новое символическое значение - это не только показатель эмоционального состояния собеседника, но и сигнал, подчеркивающий несерьезность послания - "не относись к этому высказыванию серьезно, это просто треп, из которого не стоит делать никаких значимых выводов". Послания, не снабженные смайликами, обычно воспринимаются как значимое для автора высказывание и новички очень часто обжигаются на этом - послания, которые им казались абсолютно невинными, собеседникам - в силу неадекватного восприятия, - кажутся двусмысленными, обидными и даже оскорбительными. И

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Развитие потребности в общении.
Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. В общении потребнос ...

Хронологические рамки подросткового возраста. Их зависимость от социокультурных условий.
В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения, я приведу некоторые из них. Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кр ...

Пери-, натальный и весь неонатальный период.
· Когнитивное развитие. Когнитивное развитие ребенка в этом периоде в современной когнитивной психологии изучается весьма интенсивно. Установлено, что ребенок вовсе не является пассивным, не реагирующим на внешнюю стимуляцию существом. О ...