Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов. Специфика общения в чате.

Психология » Социально-психологические аспекты общения посредством Интернета » Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов. Специфика общения в чате.

Страница 5

то же касается социальных норм, то практически абсолютная анонимность и свобода действий приводят к тому, что как таковые они изначально просто-напросто отсутствуют. В большинстве чатов более чем либеральная свобода нравов и дозволено практически все, что встречает осуждение в реальной жизни. Но следует заметить, что мы не случайно написали "изначально отсутствуют". Как и в любом социуме, в Сети со временем происходит формирование определенных правил поведения в обществе, которое получило название "нетикет"[16]. Как и следовало предположить, первым сработал принцип "твоя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается нос соседа". Первые появившиеся нормы касаются обеспечения общественной безопасности. В некоторых чатах прямо запрещены использование ненормативной лексики в репликах и никах, и высказывания, прямо оскорбляющие других "собеседников". О

днако не следует думать, что чаты "медленно дрейфуют" в сторону общепринятых общественных норм. Во-первых, даже в этих чатах регламентируются только твои "прилюдные" действия. Во-вторых, "пуританских" (по чатовским меркам) чатов отнюдь не большинство, и чаты, где никаких ограничений нет (либо они весьма формальны), живут и процветают. Более того, существуют изначально "а-моральные" чаты. В качестве примера можно привести чат "Беспредел", содержание которого целиком состоит из мата, оскорблений как конкретных лиц, так и всех присутствующих, и половых сношений во всех мыслимых и немыслимых вариациях. Еще можно привести в пример чат на http://www.high.ru, где собираются люди, употребившие наркотические вещества, здесь практически невозможно встретить человека в трезвом состоянии и адекватно реагирующего на ситуацию. В-третьих, все попытки введения запретов с технической стороны остаются не более чем благими намерениями. Как правило, для борьбы с нарушителями практикуется выделение из чатовского социума одной или нескольких социальных групп, на которые возлагается функция социального контроля. Формы контроля обычно ограничиваются удалением реплик провинившегося персонажа, его "отстрелом": отключением персонажа с этим ником от чата, либо отключением по сетевому адресу - IP (запретом на вход в этот чат с конкретного компьютера или конкретной подсети Интернета). Однако ничто не мешает "преступнику" сразу же или через некоторое время зайти в чат под другим именем и вновь "отвести душеньку" (это не касается случаев отключения по IP). Для этого в чатах существуют администраторы, которые имеют право удалять из чата тех, кто нарушает правила.Р

азвертывание коммуникации в ином пространстве, замена реальных людей виртуальными образами, абсолютная свобода моделирования ситуаций при неразвитости и зыбкости социальных норм - все эти факторы стимулируют игровой, карнавальный характер чата. По сути, чат - это пьеса, разыгрываемый без всякого сценария актерами-импровизаторами с постоянной сменой действующих лиц, так как это представление не знает разделения на исполнителей и зрителей. И

гровой характер чата подтверждается и его смещением в сторону все большей и большей "декорируемости" происходящего. Если в первых IRC действо проистекало в "Виртуальном Нигде", то со временем место действия стали красочно прорисовывать. Наиболее далеко ушедшим в области "декорирования" из популярных чатов следует признать "Отель у Максима", где существует множество чатов-комнат (Ресторан, Сауна, Библиотека, Ночной Клуб и т. п.) и наличие роботов (Официанта, Банщика и т. п.), которые выдают реплики на ключевые слова посетителей, задаётся антураж и, в определенной мере, тематика происходящего действа. О

чем же это бесконечное представление? К

ак и средневековый карнавал, чат не имеет общего, единого для всех сюжета. Как и сама жизнь, он исключительно разнопланов и пестр. Однако общение в чате заметно отличается от общения в жизни. И прежде всего тем, что чат, как и средневековый карнавал в бахтинской интерпретации, в превосходной по отношению к реальной жизни степени телесен. Создается впечатление, что обитатели чата, лишенные тел, постоянно сублимируют это инсценированием "буйства плоти". Б

есспорное лидерство в тематике чатовского действа принадлежит сексу. В полном соответствии с фрейдистким учением в карнавальной атмосфере вседозволенности люди в первую очередь начинают реализовывать свои подавленные сексуальные желания. Флирт в чате всеобщ и вездесущ. Ни одно появившееся "действующее лицо" женского пола не избегнет ухаживаний разной степени приличия (этому немало способствует то, что до сих пор женщины в виртуальности составляют меньшинство, обычно не более трети всех присутствующих). И пусть вас не смущает кажущаяся бессмысленность этих ухаживаний. "Виртуальный" секс, при котором "влюбленные" поочередно описывают свои действия, давно и прочно освоен "чатланами" и является одним из их любимых времяпрепровождений. П

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи: