Способности и направленность личности

Психология » Способности и направленность личности

Страница 1

Изучение психического облика личности, - писал С.А. Рубинштейн,- включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос об его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, встаёт вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Однако способности, это сперва только возможности; для того, чтобы знать как реализует и использует их человек, нам нужно ещё знать что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека.

Вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».

Рассматривая историю развития психики ребёнка, мы не можем обойтись без анализа потребности в новых впечатлениях и общении. Избирательность восприятия человеком окружающего мира мы также связываем с потребностями и интересами личности; выясняется, что и наша память зависит от направленности личности: что именно запоминается, как и на какой срок опять-таки связано с потребностями и интересами. Без направленности не обойтись при анализе мыслительной деятельности и внимания. В.В. Богословский отмечал: «Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека».

С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию является основным мотивом поступков индивида (учение гедонизма). Другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека (немецкий философ И. Кант). Такое понимание побуждений искажает картину человеческой личности. Побуждать человека могут как материальные, и идеальные мотивы. Латинский афоризм гласит: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». И действительно, личность вступает в многообразные общественные связи, отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики: при этом личность исходит из разных побуждений.

В основе направленности личности лежат потребности – это главный источник активности человека. Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности: в пище, воде, воздухе, движениях. Он нуждается в предметах материальной и духовной культуры, в других людях. Как отмечает Я.Л. Коломенский, потребности – это осознание и переживание человеческой нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности».

В психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать мне осознавать. Для того, чтобы понять различие нужды и потребности, достаточно проанализировать некоторые простые факты повседневной жизни - организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда возникает какой-нибудь дефицит: заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы её устранить, радуется, когда может вдохнуть полной грудью. Объективное состояние – нужда – преобразовалось в потребность.

Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями в целостной системе направленности личности. Доминирующая в определенное время потребность может подавлять все остальные и определять основные направления деятельности. Человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод и жажду, но и жертвовать собственной жизнью.

Характер потребностей и их регуляция, считает В.В. Богословский, зависит от целостного психического склада личности, её воспитанности. Потребность человека – коллективиста родная сестра долга, как утверждает А.С. Макаренко. Потребности индивидуалиста носят эгоистический характер. Такой человек стремится как можно больше урвать от общественного пирога, а до других ему дела нет. Отсюда корыстолюбие, жадность- типичные черты характера эгоиста.

Потребности, которые отражают нужды нашего организма, Коломенский называет органическими, а у Богословского это потребности материальные. Коломенский говорит ещё нам о потребностях духовных, или социогенных (порожденных обществом). В.В. Богословский выделяет ещё один вид потребностей – это общественные потребности: потребность в достижении определенного статуса, общественной оценке, дружбе, товариществе и любви, в общественной деятельности и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Развитие мышления в переходном возрасте
Основная разница между маленьким школьником и подростком, легко обнаруживаемая даже самым поверхностным наблюдением над их поведением, -- общеизвестная склонность подростка и юноши к рассуждениям. Это эпоха —эпоха рассуждающего мышления. ...

Филогенетические уровни биологической памяти
Биологическая память— это фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию. Различают три вида биологической памяти, появление которых связано с разными этапами эволюционного процесса: генетическую ...

Фантазия и реальность.
Прежде всего отметим, что образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно буде ...