Очерк о жизни Ольги Ивановны Скороходовой (1911-1982)

Психология » Слепоглухие дети. Реабилитация и обучение » Очерк о жизни Ольги Ивановны Скороходовой (1911-1982)

Страница 1

Слепоглухая ОльгаИвановна Скороходова

публично будет отстаивать свое право стать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом говорит Скороходовао своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы. Возражает, когда не соглашается. Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха. Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Она не слышит ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой передает переводчик. В качестве диссертации Скороходовазащищала свою ставшую широко известной книгу "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир". Перед ученым советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания. Книга Скороходовой

не развивала, не продолжала - она создавала науку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и безмолвие. Ольга

Скороходова

родилась 11 (24) мая 1911 года на Украине, в селе Белозерка (недалеко от Херсона). Ее родители - бедные крестьяне. В автобиографии Ольга Ивановна писала: "Когда отца в 1914 году угнали на войну, мать осталась единственной работницей в семье, состоящей из братьев и сестер моего отца и больного дедушки. Мать много работала - батрачила у священника . Но как ни тяжелы были годы моей маленькой жизни, они все же были моим "золотым детством" до того дня, как я заболела". В арсенале кинематографистов есть такой прием, когда на несколько мгновений вдруг исчезает изображение и выключается звук. Используется этот прием крайне редко, потому что зрителю становится не по себе. Но гораздо страшнее, если нечто подобное случается в жизни. Оля заболела менингитом и полностью потеряла сначала зрение, потом слух и частично речь. Наступили полная тьма и полная тишина . Началась жизнь без звуков и красок. Ночь или день - все одинаково. Только руки ей "рассказывали" о том, что происходит вокруг. Мать Оли - Мария Тимофеевна - делала все, что могла: возила дочь к врачам в Херсон, но они только сочувствующе гладили девочку по голове да советовали матери не падать духом. Потянулись дни постоянного одиночества (мать была на работе с утра до ночи), беспомощности и почти полной изолированности от внешнего мира. В той же автобиографии Скороходовапишет: "Наступил самый трудный, голодный для нашего села 1922 год . Слабая и больная мать слегла в постель, незрячей и почти глухой девочке пришлось обслуживать и себя, и больную мать .". А новая беда уже стояла у ворот: от туберкулеза мать умирает. Истощенную, в полусознательном состоянии Олю забрала к себе ее тетка. Осенью 1922 года Херсонский отдел народного образования направил девочку в одесскую школу для слепых детей. В начале 1925 года слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей. Эту клинику в Харькове создал профессор И.А. Соколянский (1923). "Для меня, - пишет Ольга, - началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой. Наши воспитатели, педагоги и сам И.А. Соколянский любили нас не меньше, чем своих родных детей". Прошло некоторое время, и у Ольги

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Социализация, как процесс формирования личности.
Формирование личности, как объекта общественных от­ношений рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образ­цов поведения, ценностей, необходим ...

Методы исследования самовосприятия беременности.
Для исследования в рамках психологии беременности могут применяться различные методы. Существует ряд специально разра-ботанных методик, область применения которых ограничивается психологией беременных. Т.е. они используются только на бер ...

Оптика и изображение
Кинематографисты давно стремились соединить в одном кадре особенности планов разного масштаба, то есть наполнить кадр информацией, обращенной и к чувству, и к разуму зрителей одновременно. Именно это определило интерес кинооператоров к ши ...