Очерк о жизни Ольги Ивановны Скороходовой (1911-1982)

Психология » Слепоглухие дети. Реабилитация и обучение » Очерк о жизни Ольги Ивановны Скороходовой (1911-1982)

Страница 3

публикует свою книгу "Как я воспринимаю окружающий мир". Книга представляла исключительный интерес для дефектологии, психологии и была отмечена премией К.Д. Ушинского. В 1948 году Ольга

Скороходова

становится научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (ныне: Институт коррекционной педагогики РАО). Имя и труды Скороходовой

- единственного в мире слепоглухого научного работника - приобретают все большую известность. В 1954 году выходит в свет ее новая книга "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир". Она тоже была удостоена премии К.Д. Ушинского. В 1961 году Скороходова блестяще защищает кандидатскую диссертацию и ей присваивается ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии). Известно, что потеря зрения и слуха делает судьбу людей особенно тяжелой, потому что появляется ощущение личной катастрофы. Острейшее переживание несчастья способно породить желание уйти из жизни. Не избежала этого и Ольга Ивановна: когда ей было 18 лет, она хотела отравиться . Выработка стратегии и тактики общения с людьми - это настоящее искусство. Даже маленькие победы давались ей с трудом, был знаком и горький вкус поражений. "Да, мне бывает нелегко, когда приходится смешивать кипяток сердечных струй с холодной водой", - записала она однажды в своем дневнике. Самообладание и душевная энергия Ольги Скороходовой были, казалось, неисчерпаемы. Отчасти этими качествами ее наградила природа. Но кроме того, силы для борьбы она черпала в понимании значимости своего труда и его необходимости для людей с похожей на ее судьбой. Работа над книгами приносила ей радость. И вот в 1972 году выходит из печати большой труд "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир", собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую науку. Скороходовой присуждается Первая премия Академии педагогических наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах. В мировой литературе монография Скороходовой - это единственное произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает свои психологические функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной форме - автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания, стихи . Ольга Скороходова помогала попавшим в беду людям не только своими научными трудами, но и практической деятельностью. Она, к примеру, во многом содействовала открытию в подмосковном Павловском Посаде школы-интерната для слепоглухонемых детей (1963). В 1974 году за большие заслуги в области специальной педагогики и многолетнюю плодотворную деятельность по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха и зрения Скороходова была награждена Орденом Трудового Красного Знамени. Скороходова всегда живо интересовалась вопросами школьной и студенческой жизни, принимала участие в работе научных конференций как в нашей стране, так и за рубежом. Она вела обширную переписку. Ей писали ученые (И. Павлов) и писатели (М. Горький, П. Тычина, М. Рыльский, С.Я. Маршак, М. Бажан), учителя и многочисленные читатели со всего света. Была ли она счастлива в жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам поможет строфа из ее стихотворения "Письмо": Я прошла сквозь мрак и бури, Я пути искала к свету, - К жизни творческой, богатой . И нашла! Запомни это! О.И. Скороходова умерла в 1982 году. Ее книги, книги человека-победителя, помогают людям не падать духом, в них - "наука побеждать".

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Причины появления и развития тревожности у детей.
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у н ...

Виды воображения
Воображение характеризуется активностью, дейст­венностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представ­лений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспольз ...

Анализ и интерпретация полученных результатов
В проведенном исследовании принимали участие студенты I курса факультета английского языка и психологии Пятигорского государственного лингвистического университета. Выборка составила около 92% студентов. Особенностью выборки явилось то, ч ...