публикует свою книгу "Как я воспринимаю окружающий мир". Книга представляла исключительный интерес для дефектологии, психологии и была отмечена премией К.Д. Ушинского. В 1948 году Ольга
Скороходова
становится научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (ныне: Институт коррекционной педагогики РАО). Имя и труды Скороходовой
- единственного в мире слепоглухого научного работника - приобретают все большую известность. В 1954 году выходит в свет ее новая книга "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир". Она тоже была удостоена премии К.Д. Ушинского. В 1961 году Скороходова блестяще защищает кандидатскую диссертацию и ей присваивается ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии). Известно, что потеря зрения и слуха делает судьбу людей особенно тяжелой, потому что появляется ощущение личной катастрофы. Острейшее переживание несчастья способно породить желание уйти из жизни. Не избежала этого и Ольга Ивановна: когда ей было 18 лет, она хотела отравиться . Выработка стратегии и тактики общения с людьми - это настоящее искусство. Даже маленькие победы давались ей с трудом, был знаком и горький вкус поражений. "Да, мне бывает нелегко, когда приходится смешивать кипяток сердечных струй с холодной водой", - записала она однажды в своем дневнике. Самообладание и душевная энергия Ольги Скороходовой были, казалось, неисчерпаемы. Отчасти этими качествами ее наградила природа. Но кроме того, силы для борьбы она черпала в понимании значимости своего труда и его необходимости для людей с похожей на ее судьбой. Работа над книгами приносила ей радость. И вот в 1972 году выходит из печати большой труд "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир", собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую науку. Скороходовой присуждается Первая премия Академии педагогических наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах. В мировой литературе монография Скороходовой - это единственное произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает свои психологические функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной форме - автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания, стихи . Ольга Скороходова помогала попавшим в беду людям не только своими научными трудами, но и практической деятельностью. Она, к примеру, во многом содействовала открытию в подмосковном Павловском Посаде школы-интерната для слепоглухонемых детей (1963). В 1974 году за большие заслуги в области специальной педагогики и многолетнюю плодотворную деятельность по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха и зрения Скороходова была награждена Орденом Трудового Красного Знамени. Скороходова всегда живо интересовалась вопросами школьной и студенческой жизни, принимала участие в работе научных конференций как в нашей стране, так и за рубежом. Она вела обширную переписку. Ей писали ученые (И. Павлов) и писатели (М. Горький, П. Тычина, М. Рыльский, С.Я. Маршак, М. Бажан), учителя и многочисленные читатели со всего света. Была ли она счастлива в жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам поможет строфа из ее стихотворения "Письмо": Я прошла сквозь мрак и бури, Я пути искала к свету, - К жизни творческой, богатой . И нашла! Запомни это! О.И. Скороходова умерла в 1982 году. Ее книги, книги человека-победителя, помогают людям не падать духом, в них - "наука побеждать".
Другие статьи:
Особенности системы отношений.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра. У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается потребность в признании их со стороны. В ...
Разум и процесс познания.
В данной главе хотелось бы кратко коснутся собственно методологии познания человеком окружающей действительности. Необходимо заметить, что большинство наук на сегодняшний день имеют практически единый подход, несмотря на разные области ис ...
Фантазия и реальность.
Прежде всего отметим, что образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно буде ...
Разделы