Тревожность – сложная комбинация аффектов и аффективных структур, является как бы фоновой для эмоции страха. Многие исследователи в основном считают причинами страха опасность, угрозу, всякий какой бы то ни было потенциальный ущерб как физического, так и психологического характера.
Вызовет ли то или иное событие страх, зависит от контекста, в котором оно происходит, от индивидуальных различий в темпераменте, от особенностей восприятия и мышления, от характера предрасположенностей, от опыта и возраста индивида. Почти все традиционно выделяют врожденные и приобретенные причины страха, только по-разному их называют, как, например, биологические и социальные (Кемпински, 1975), природные и производные от них стимулы страха.
Как считает Грэй, страх вызывает событие, если оно не происходит в ожидаемом месте или в ожидаемое время, или же, наоборот, в данном или в данное время является неожиданным (Изард, 1980). Другими словами, это событие, не соответствующее нашим ожиданиям, или срывающее наши планы.
К. Е. Изард выделяет страх предметный (названный человеком или объектом) и беспредметный (неосознанный, не связанный с чем-то конкретным). Кроме того, он вычленяет четыре класса причин страха (Изард, 1980, с. 315-320).
Первый класс детерминант страха у Изард – это внешние события и процессы.
Как было сказано выше, детерминанты могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные детерминанты, как определяет К. Грэй (Изард, 1980), могут быть четырех категорий:
1. интенсивность – к этой категории относятся боль, звук, свет, внезапные и неприятные, воспринимаемые как вредные и т.п., в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта и ситуации;
2. новизна – к этой категории относятся незнакомые лица и предметы;
3. эволюцией выбранные сигналы опасности – к этой категории относятся высота и водные глубины, и все, что неизбежно ведет к гибели, причем эта неизбежность известна субъекту подсознательно;
4. сигналы опасности, выработанные в социальном взаимодействии, например, гнев или угроза человека, воспринимаемого сильнее субъекта.
Природные, культурные детерминанты страха могут быть результатом ‘научения’. Это зафиксированные в обществе табу, суеверия, социальные нормы и нормы морали. Боулби выделяет природные – т.е. те же стимулы страха (Изард, 1980, с. 316-317):
1. одиночество,
2. незнакомость,
3. внезапное приближение,
4. внезапное изменение стимула,
5. высота,
6. боль, –
это то, на что мы реагируем страхом, тревогой, беспокойством, сразу, не думая (с этим страхом бороться труднее всего, т.к. он не поддается рационализации и интеллектуальному анализу; на него возможно влияние посредством волевых усилий).
Стимулы, производные от природных:
1. темнота (производный от одиночества и незнакомости);
2. животные (производный от незнакомости и внезапного приближения);
3. незнакомые предметы и люди (производный от новизны) –
это те стимулы, страх перед которыми безотчетный, но мы его иногда стараемся объяснить, и устраняем при помощи компенсации и самореализации.
Другие статьи:
Профилактика стресса
Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигател ...
Особенности системы отношений.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра. У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается потребность в признании их со стороны. В ...
Структура двигательного акта
Взаимодействие человека и животных с окружающей среды, осуществляется через целенаправленную деятельность или поведение. Двигательный акт как элемент поведения воспроизводит основные звенья его структуры. Ведущим системообразующим факторо ...
Разделы