Детерминанты страха и тревожности

Страница 1

Тревожность – сложная комбинация аффектов и аффективных структур, является как бы фоновой для эмоции страха. Многие исследователи в основном считают причинами страха опасность, угрозу, всякий какой бы то ни было потенциальный ущерб как физического, так и психологического характера.

Вызовет ли то или иное событие страх, зависит от контекста, в котором оно происходит, от индивидуальных различий в темпераменте, от особенностей восприятия и мышления, от характера предрасположенностей, от опыта и возраста индивида. Почти все традиционно выделяют врожденные и приобретенные причины страха, только по-разному их называют, как, например, биологические и социальные (Кемпински, 1975), природные и производные от них стимулы страха.

Как считает Грэй, страх вызывает событие, если оно не происходит в ожидаемом месте или в ожидаемое время, или же, наоборот, в данном или в данное время является неожиданным (Изард, 1980). Другими словами, это событие, не соответствующее нашим ожиданиям, или срывающее наши планы.

К. Е. Изард выделяет страх предметный (названный человеком или объектом) и беспредметный (неосознанный, не связанный с чем-то конкретным). Кроме того, он вычленяет четыре класса причин страха (Изард, 1980, с. 315-320).

Первый класс детерминант страха у Изард – это внешние события и процессы.

Как было сказано выше, детерминанты могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные детерминанты, как определяет К. Грэй (Изард, 1980), могут быть четырех категорий:

1. интенсивность – к этой категории относятся боль, звук, свет, внезапные и неприятные, воспринимаемые как вредные и т.п., в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта и ситуации;

2. новизна – к этой категории относятся незнакомые лица и предметы;

3. эволюцией выбранные сигналы опасности – к этой категории относятся высота и водные глубины, и все, что неизбежно ведет к гибели, причем эта неизбежность известна субъекту подсознательно;

4. сигналы опасности, выработанные в социальном взаимодействии, например, гнев или угроза человека, воспринимаемого сильнее субъекта.

Природные, культурные детерминанты страха могут быть результатом ‘научения’. Это зафиксированные в обществе табу, суеверия, социальные нормы и нормы морали. Боулби выделяет природные – т.е. те же стимулы страха (Изард, 1980, с. 316-317):

1. одиночество,

2. незнакомость,

3. внезапное приближение,

4. внезапное изменение стимула,

5. высота,

6. боль, –

это то, на что мы реагируем страхом, тревогой, беспокойством, сразу, не думая (с этим страхом бороться труднее всего, т.к. он не поддается рационализации и интеллектуальному анализу; на него возможно влияние посредством волевых усилий).

Стимулы, производные от природных:

1. темнота (производный от одиночества и незнакомости);

2. животные (производный от незнакомости и внезапного приближения);

3. незнакомые предметы и люди (производный от новизны) –

это те стимулы, страх перед которыми безотчетный, но мы его иногда стараемся объяснить, и устраняем при помощи компенсации и самореализации.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Функции педагога.
Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и воспитание учащихся. В ...

Уголовно – правовое значение аффекта.
В преступлениях, предусмотренных ст. ст. 107, 113 УК РФ, поводом возникновения сильного душевного волнения, именуемого в психологии физиологическим аффектом (аффектом), названы противозаконное насилие, тяжкое оскорбление и иное противопр ...

Изучение характера взаимоотношений в семье.
Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы – выявить влияние семейной атмосферы на половую идентификацию ребен­ка, на формирование у детей полноценных предста ...