Психолого-педагогические особенности коллектива

Психология » Психолого-педагогические основы и управление коллективом » Психолого-педагогические особенности коллектива

Успешная профессиональная либо творческая деятельность коллектива во многом зависит от правильного расположения его участников согласно занимаемым “социальным нишам”.

В различных коллективах присутствуют представители, имеющие не только различные личные данные, но и неодинаковую профессиональную подготовку и опыт работы. Помимо этого они различаются по возрасту, образованию, роду основной трудовой деятельности, коммуникабельности, психологической адаптивности и культурному уровню. Успех работы коллектива определяется не только профессиональным мастерством его участников, но и психологической атмосферой в коллективе. Особенно это относится к членам коллектива, находящимся по своему положению рядом друг с другом. Это необходимо учитывать руководителю коллектива при выполнении участниками какой-либо совместной деятельности. Рассмотрим к примеру артистический коллектив: непонимание руководителем исключительной важности этого аспекта приносит коллективу множество неприятностей, при нахождении хотя бы пары певцов в отношении конфликта руководителю следует принять все меры для его погашения или вынесения за пределы хорового коллектива. Если в данный момент времени это не представляется возможным, то в процессе репетиции или концерта конфликтующие певцы не должны располагаться в зоне "личного пространства" друг друга. "Собака не виновата, что она собака. Кошка не виновата, что она кошка. Просто не следует сажать их в один ящик", — писал Роберт Шоу в соей педагогической монографии. Безусловно, автор утрирует, но в этом высказывании заложен один из принципов, которым должен руководствоваться руководитель коллектива в подобных ситуациях.

Кроме психологического аспекта, при взаимном размещении артистов хора нужно руководствоваться их профессиональными данными. Хороший результат, получается, когда вместе собрана группа членов с хорошими психологическими и профессиональными навыками, но при этом не должны быть изолированы и начинающие, малоопытные члены коллектива.

С целью успешного и наиболее скорого преодоления отставания одних представителей от других в коллективах распространена система наставничества. К опытному, музыкально грамотному певцу прикрепляются один-два начинающих артистов хора. На репетиции они должны располагаться вместе. Такое размещение певцов в хоровой партии создает благоприятные условия для активного процесса самообучения участников хора, способствует не только ускоренному изучению репертуара, но, что особенно важно, росту вокально-хорового мастерства малоопытных участников хора.

В начинающих хорах случается так, что опытных певцов очень мало или их нет совсем. В этих случаях следует наиболее способных, голосистых певцов располагать вместе, учитывая и их товарищеские интересы. Это будет способствовать быстрому созданию прочной основы хора.

Нередко новичков, пришедших в опытный хоровой коллектив, располагают с краю, с тем, чтобы в первое время они, находясь в хоре, больше вслушивались в пение своих опытных товарищей и постепенно входили в исполнительский процесс.

Необходимо, чтобы участники хора располагались на репетициях и концертной эстраде в строго определенном руководителем хора порядке. Все перемещения певцов осуществляются только с разрешения и по указанию руководителя хора.

На концертной эстраде следует вместе располагать артистов, хорошо спевшихся друге другом в процессе репетиций. Наиболее квалифицированные певцы с хорошими вокальными данными размещаются в центре хорового коллектива.

Руководитель коллектива как генератор традиций.

Важнейшим организационно-педагогическим вопросом в работе любого коллектива является создание традиций. Без интересных, разнообразных, крепких традиций деятельность какого-то ни было коллектива недолговечна.

Главнейшей традицией коллектива должна быть дружба его участников, творческая атмосфера его деятельности. Традиции могут создаваться в различных нормах: организация совместных вечеров отдыха, поездки за город, поздравления с днем рождения представителей коллектива, творческая дружба с профессиональными коллективами, а также поддерживание контактов с бывшими представителями коллектива, ветеранами и т.д.

В работе с коллективом недопустима грубость, раздражительность, невыдержанность. Наряду с требовательностью к коллективу руководителю нужно уметь доброй шуткой, мягким юмором смягчить порой напряженную работу коллектива. Один из популярных принципов декларации статуса руководителя коллектива — "Старший среди равных". При этом в деятельности коллектива должна доминировать аксиома — и руководитель и члены коллектива делают одно дело, все заинтересованы сделать его хорошо.

Другие статьи:

Лжец. Виды лжи
В книге И. Вагина «Психология выживания в современной России» рассматриваются проблемы обмана и лжи. В ней говорится о том, что человек, как правило, лжет или для достижения собственных целей или для возвышения себя в глазах окружающих ил ...

Развитие качеств творческого мышления.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле­ние гибким, оригинальн ...

Залог успешной учебы
Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят занима ...