Культурные стимулы, которые при ближайшем рассмотрении оказываются связанными и с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализацией, проекцией, например:
1. боязнь воров или привидений (рационализация страха темноты);
2. страх перед попаданием молнии (рационализация страха грома).
Второй класс детерминант страха у Изарда – это влечения и потребности. Их роль состоит в сохранении гомеостаза. При проявлении боли страх может либо усиливать ее, либо побуждать субъекта к действиям, связанным с избавлением от нее.
Третий класс детерминант страха у Изарда – эмоции. Они являются активаторами страха, кроме того, страх всегда эмоционально окрашен. Переживание страха всегда ведет к конфликту между желанием исследовать и желанием спастись. Этот факт Булл считает доказательством двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций Изарда интерпретирует конфликтное поведение как результат колебания между страхом, побуждающим к избеганию, и интересом, побуждающим к исследовательскому поведению (Изард, 1980).
Четвертый класс детерминант страха у Изарда – когнитивные процессы субъекта. Сюда относится мысленное воспроизведение в памяти пугающей ситуации, предмета или человека, т.е. антиципация. Человек антиципирует все то, с чем он может встретиться во внешней среде. С одной стороны, страх делает неточным познавательный процесс. С другой стороны, “каждая угрожающая ситуация, как правило, до некоторой степени выходит за рамки действительности, а что может наступить в результате этого, переживается в воображении, и именно это воображение побуждает страх, а не картина актуальной действительности” (Кемпински, 1975, с. 132).
Согласно Томкинсу (1963), человек, предмет или ситуация могут стать источником страха через формирование гипотез, антиципацию или прямое столкновение (Изард, 1980 с. 320).
Другие статьи:
Дефициентная и бытийная мотивация
Маслоу указывает, что большинство психологов занимаются только дефициентной мотивацией, т.е. поведением, ориентированным на удовлетворение какой-то потребности, которая не удовлетворена или фрустирована. Голод, боль, страх - первичные пр ...
Понимание невербальных сообщений.
Авторы книги «Язык жестов» Гленн Вилсон и Крис Макклафлин говорят, что с тех пор, как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное – это крайне незна ...
Основные подходы к проблеме обучения и воспитания детей с
дебильностью в России и за рубежом
Подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и детей с дебильностью, как в России, так и за рубежом зависят от отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. В ходе исторического пр ...
Разделы