Психологические механизмы и организационные принципы психодрамы

Психология » Социальная психокоррекция » Психологические механизмы и организационные принципы психодрамы

Страница 1

Катарсис как социально-психологический механизм психодрамы многофункционален. Он помогает решать и социологические (обеспечивает социальную организацию групп), и социально-психологические (увеличивает социоадаптационные потенции личности, интенсифицируя процессы групповой динамики), и индивидуально-психологические задачи (даёт личности аффективную разрядку от эмоционально-негативных переживаний).

Такое многоплановое представление требует рассматривать катарсис не как изолированный социально-психологический механизм психодрамы, а как звено в цепи механизмов, обеспечивающих социальное функционирование. А это означает, что необходимо показать (да и учитывать) ещё два механизма: предшествующий катарсису и включающийся в действие под его воздействием.

Катарсису предшествует действие психологического механизма фрустрации. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации, как отмечает Ф. Е. Василюк, являются сильное, страстное желание достичь какой-либо цели (удовлетворить потребность) и наличие преграды, препятствующей этому.

Фрустрация дезорганизует поведение и провоцирует эмоциональное перевозбуждение. Личность, находясь в состоянии фрустрации, испытывает

v беспокойство и напряжение,

v чувство безразличия,

v чувство апатии и утраты интереса,

v тревогу, ярость и враждебность

и т.д.

Эмоциональные состояния личности важны для социально-психологического понимания фрустрации, во-первых, как своеобразные психические генераторы фрустрационного поведения, а во-вторых, как индукторы социально-психологического заражения. Этот механизм начинает действовать параллельно фрустрации, если она захватывает не отдельного человека, а целые группы людей.

Но рассмотрим фрустрационное поведение, которое чаще всего выступает для социопсихолога, использующего метод психодрамы, в качестве индикатора.

Для фрустрационного поведения характерны

v двигательное возбуждение (бесцельные неупорядоченные реакции),

v апатия (ослабление интересов, вялость, снижение физической и психической активности),

v агрессия (как прямая атака на препятствие),

v деструкция (разрушение привычных алгоритмов поведения),

v стереотипия (слепое повторение фиксированного поведения),

v регрессия (поведение, не соответствующее реальному возрасту человека).

Деструктивное воздействие фрустрации на человека носит разрушительный характер и может привести с социально-психологической катастрофе личности, если эмоционально-негативное перевозбуждение будет усиливаться. Это произойдёт потому, что,

v во-первых, мобилизация психической энергии может превысить допустимый уровень;

v во-вторых, чрезмерное напряжение приведёт к когнитивной ограниченности: человек настолько сосредотачивается на препятствиях, что не видит альтернативных путей к цели или не может сменить цель,

v в-третьих, эмоциональное перевозбуждение препятствует нормальному размышлению и человек впадает в панику.

Существует пороговая величина напряжения, превышать которую недопустимо.

Эту величину можно назвать толерантностью к фрустрации. Человек может переживать фрустрацию значительной силы и длительности, не проявляя признаков психической дезорганизации. Но как только уровень возбуждения превзойдёт порог индивидуальной толерантности к фрустрации, проявятся признаки серьёзной деструкции. Эти последствия многообразны – возникает целая группа социально-психологических явлений, которые относятся к предмету исследования нового направления – патологии социальной психики.

Деструктивные последствия многообразны, но социопсихолога интересуют именно нарушения норм общения, как наиболее значимые (с точки зрения социальной психологии).

Устранение деструкций может обеспечить комплексная социальная терапия – социотерапия, которая синтезирует все три основных уровня общения межличностный, личностно-групповой и личностно-социальный. Для этого необходимо, чтобы психика личности как динамическая, функциональная система, обеспечивающая управление человеческой деятельностью и связями человека с окружающей его социальной средой, перешла режим рефлексивного функционирования. Переход в такой режим обеспечивается

v интенсификацией усилий (что позволяет мобилизовать резервные возможности человека);

v заменой средств достижения цели (переоценкой и выбором более приемлемых);

v заменой самих целей,

v переоценкой всей ситуации (интенсификация усилий, использование новых средств, достижения целей формирует и новый взгляд на ситуацию, на своё личное отношение к ней, что приводит к её переоценке).

Всё это возможно, если включается в действие механизм рефлексии. Но для его ввода в действие необходима аффективная разрядка – катарсис. Методом, формирующим катарсис личности через импровизационно-ролевое взаимодействие личности с группой, и является психодрама.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Вторая сигнальная система.
Поведение животных и человека настолько сильно отличается, что у человека должны существовать дополнитель­ные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его поведения. Для различения высшей нервной деятельности живо ...

Териоморфная символика духа в сказках
Описание нашего архетипа не было бы полным, если бы мы не помянули еще об одном особенном способе его проявления, а именно о проявлении этого архетипа в животной форме. Последняя (в общем и целом) принадлежит к териоморфизму богов и демон ...

Мотивация как психологическая категория
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельн ...