Психологические механизмы и организационные принципы психодрамы

Психология » Социальная психокоррекция » Психологические механизмы и организационные принципы психодрамы

Страница 1

Катарсис как социально-психологический механизм психодрамы многофункционален. Он помогает решать и социологические (обеспечивает социальную организацию групп), и социально-психологические (увеличивает социоадаптационные потенции личности, интенсифицируя процессы групповой динамики), и индивидуально-психологические задачи (даёт личности аффективную разрядку от эмоционально-негативных переживаний).

Такое многоплановое представление требует рассматривать катарсис не как изолированный социально-психологический механизм психодрамы, а как звено в цепи механизмов, обеспечивающих социальное функционирование. А это означает, что необходимо показать (да и учитывать) ещё два механизма: предшествующий катарсису и включающийся в действие под его воздействием.

Катарсису предшествует действие психологического механизма фрустрации. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации, как отмечает Ф. Е. Василюк, являются сильное, страстное желание достичь какой-либо цели (удовлетворить потребность) и наличие преграды, препятствующей этому.

Фрустрация дезорганизует поведение и провоцирует эмоциональное перевозбуждение. Личность, находясь в состоянии фрустрации, испытывает

v беспокойство и напряжение,

v чувство безразличия,

v чувство апатии и утраты интереса,

v тревогу, ярость и враждебность

и т.д.

Эмоциональные состояния личности важны для социально-психологического понимания фрустрации, во-первых, как своеобразные психические генераторы фрустрационного поведения, а во-вторых, как индукторы социально-психологического заражения. Этот механизм начинает действовать параллельно фрустрации, если она захватывает не отдельного человека, а целые группы людей.

Но рассмотрим фрустрационное поведение, которое чаще всего выступает для социопсихолога, использующего метод психодрамы, в качестве индикатора.

Для фрустрационного поведения характерны

v двигательное возбуждение (бесцельные неупорядоченные реакции),

v апатия (ослабление интересов, вялость, снижение физической и психической активности),

v агрессия (как прямая атака на препятствие),

v деструкция (разрушение привычных алгоритмов поведения),

v стереотипия (слепое повторение фиксированного поведения),

v регрессия (поведение, не соответствующее реальному возрасту человека).

Деструктивное воздействие фрустрации на человека носит разрушительный характер и может привести с социально-психологической катастрофе личности, если эмоционально-негативное перевозбуждение будет усиливаться. Это произойдёт потому, что,

v во-первых, мобилизация психической энергии может превысить допустимый уровень;

v во-вторых, чрезмерное напряжение приведёт к когнитивной ограниченности: человек настолько сосредотачивается на препятствиях, что не видит альтернативных путей к цели или не может сменить цель,

v в-третьих, эмоциональное перевозбуждение препятствует нормальному размышлению и человек впадает в панику.

Существует пороговая величина напряжения, превышать которую недопустимо.

Эту величину можно назвать толерантностью к фрустрации. Человек может переживать фрустрацию значительной силы и длительности, не проявляя признаков психической дезорганизации. Но как только уровень возбуждения превзойдёт порог индивидуальной толерантности к фрустрации, проявятся признаки серьёзной деструкции. Эти последствия многообразны – возникает целая группа социально-психологических явлений, которые относятся к предмету исследования нового направления – патологии социальной психики.

Деструктивные последствия многообразны, но социопсихолога интересуют именно нарушения норм общения, как наиболее значимые (с точки зрения социальной психологии).

Устранение деструкций может обеспечить комплексная социальная терапия – социотерапия, которая синтезирует все три основных уровня общения межличностный, личностно-групповой и личностно-социальный. Для этого необходимо, чтобы психика личности как динамическая, функциональная система, обеспечивающая управление человеческой деятельностью и связями человека с окружающей его социальной средой, перешла режим рефлексивного функционирования. Переход в такой режим обеспечивается

v интенсификацией усилий (что позволяет мобилизовать резервные возможности человека);

v заменой средств достижения цели (переоценкой и выбором более приемлемых);

v заменой самих целей,

v переоценкой всей ситуации (интенсификация усилий, использование новых средств, достижения целей формирует и новый взгляд на ситуацию, на своё личное отношение к ней, что приводит к её переоценке).

Всё это возможно, если включается в действие механизм рефлексии. Но для его ввода в действие необходима аффективная разрядка – катарсис. Методом, формирующим катарсис личности через импровизационно-ролевое взаимодействие личности с группой, и является психодрама.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Задатки и способности
Многие буржуазные ученые считают, что способности врожденны и передаются по наследству. Сторонники этой теории утверждают, что среди массы посредственностей выделяются немногие семьи одаренных людей, где способности передаются из поколени ...

Страх как нормальная реакция организма.
Страх испытывают все. Как любая другая эмоция он имеет положительные и отрицательные стороны, играет важную сигнальную роль в жизни индивида, биологической и социальной. В частности, Изард считает положительными сторонами страха то, что о ...

Влияние самооценки на экзаменационные переживания.
Наиболее часто экзаменационные переживания студента связаны с неверием в свои силы, что проявляется в заниженной самооценке. Особенности самооценки влияют на всё стороны жизни человека: на эмоциональное самочувствие и отношение с окруж ...