Ниже мы рассмотрим возможности и пути индивидуальной работы с родителями. Имеется в виду положение, когда родители уже оказались в сложной педагогической ситуации и ищут выход из нее. В это время часть родителей, действительно, заинтересована в преодолении сложной ситуации педагогически правильными путями, обращается за советами к специалистам: педагогам, психологам.
Для индивидуальной работы с родителями в связи с преодолением сложной ситуации характерны специфические трудности.
Во время сложной педагогической ситуации складывается обстановка, в которой обе стороны – и родитель, и ребенок – находятся в напряженной атмосфере. Родитель нервничает, он напряжен. В таком психологическом состоянии он идет за консультацией к специалистам и, как правило, надеется, что они посочувствуют ему, одобрят использованные им воспитательные меры, осудят поведение ребенка и дадут совет, как еще больше ожесточить меры воздействия на ребенка.
Части родителей очень трудно воспринять, что в воспитании допущена ошибка, что часто именно они повинны в изменении поведения ребенка.
Смысл индивидуальной работы с родителями заключается в том, чтобы, во-первых, помочь им, успокоить, а во-вторых, показать допущенные ими ошибки, убедить, что ему необходимо изменить саму основу взаимоотношений с ребенком. И, наконец, нужно доступно объяснить особенности последовательной педагогической деятельности при сложившихся обстоятельствах, указать пути ее осуществления в жизни, дать обоснованные рекомендации. Иногда бывает полезно, если родители повторят за специалистом, как следует изменить содержание воспитательной деятельности. Может принести пользу и следующее: родителю описывается новая, вполне вероятная сложная ситуация и его просят объяснить, как он будет действовать в данном случае. Смысл индивидуальной работы с родителями заключается в двух особенностях:
1) родитель должен убедиться в необходимости изменить педагогическое воздействие,
2) родитель должен настроиться на изменения своей педагогической деятельности и творчески осмыслить данные ему рекомендации.
Индивидуальная работа с родителями в связи с преодолением сложных педагогических ситуаций не должна исчерпываться одной встречей. Есть случаи, когда родитель не может правильно реализовать данные ему рекомендации, либо они оказываются неэффективными, но повторно обратиться к специалисту, чтобы заново проанализировать ситуацию, он не спешит. Это может вызвать осложнение воспитательного процесса.
При индивидуальной работе с родителями особенно большое, решающее значение имеет глубокое изучение и тщательный анализ сложной ситуации. Должны быть изучены порядок семейной жизни, условия, житейская и бытовая обстановка, круг людей, школа и учителя, друзья, в общении с которыми формируется личность ребенка. Должны быть выявлены также престижные потребности родителей: чего они требуют от ребенка, может или нет оправдать ребенок их надежды. Дело в том, что часть родителей видит будущее своего ребенка, исходя из своих престижных потребностей, а не из действительных способностей ребенка, которые они не в силах реально оценить.
Таким образом, требования, предъявляемые родителями ребенку, могут не иметь под собой реальной основы. Это может касаться, в частности, круга друзей, эстетического вкуса и т.д. В таких условиях родитель, обратившийся за помощью к специалистам, надеется получить советы, которые помогут ему подчинить ребенка. Анализ же обстоятельств ставит перед необходимостью как раз родителям изменить свои собственные престижные потребности, трезво оценить иллюзорность своих представлений о будущем ребенка и строить воспитательный процесс на реальной основе. Родителю, разумеется, будет трудно это принять.
Другие статьи:
Развитие семейной психотерапии
В последней четверти XIX века возникло учение о “семейной диагностике” и “семейном лечении” различных психических расстройств. Подлинным основоположником семейной терапии в России и одним из первых в мире считается И.В. Маляревский, котор ...
Способности и направленность личности
Изучение психического облика личности, - писал С.А. Рубинштейн,- включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет че ...
Значимая реальность человека
Можно ли долгое время не замечать чувства, если они являются силой, которая заставляет дрожать самых хладнокровных людей? Или чувства вынуждают нас время от времени заниматься ими. Если более внимательно взглянуть на чувства, то можно уви ...
Разделы