Категория общения в психологии, и её характеристики.

Страница 3

· Деловое общение (цель находится вне самого воздействия субъектов, служит средством повышения качества их деятельности ).

· Личностное общение (цель общения состоит в приобщении партнера к опыту, ценностям, эмоциональному состоянию).

· Целевое (цель общения заключена в нем самом).

· Инструментальное (не является самоцелью, преследует другие цели).

· Вербальное (предполагает использование звуковой речи, естественного языка).

· Невербальное (общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через сенсорные или телесные контакты).

В социальной психологии общения выделяет три типа межличностного общения:

· Императивное – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению (партнер рассматривается как объект воздействия) с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям.

· Манипулятивное – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера осуществляется скрытно, предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека (Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Карнеги).

· Диалогическое – это равноправное субъект – субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Возможно, лишь в случае соблюдения правил.

Общение является важнейшей потребностью человека, оно не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности, а включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного и культурного поведения. Через общение человек приобретает высшие познавательные способности и качества, становиться личностью. Особенно значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Общение является первым видом социальной активности. В нем сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается жизненный опыт ребенка. Его интенсивность, разнообразие его содержания целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей. Выделенные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.

Содержание и цели общения являются относительно неизменными составляющими, зависящие от потребностей человека, не всегда поддерживаются сознательному контролю. Под средствами общения понимается, то каким образом человек реализует определенное содержание и цели. Средства общения зависят от культуры человека, уровня развития воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека навыков общения, мы, прежде всего, имеем ввиду технику и приемы общения.

Техника общения – это способы перенастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальные и невербальные. Применяемые на практике техники и приемы общения имеют возрастные особенности. В общении применяются техника и приемы, основанные на использовании обратной связи. Под обратной связью понимается информация о партнере по общению, используемая собеседниками для коррекции своего поведения. Она включает сознательный контроль коммуникативных действий. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека. Коммуникативные способности представляют собой умения и навыки общения с людьми, от которых зависит их успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный и профессиональный опыт, отличающиеся друг от друга коммуникативными способностями.

В данной работе будут рассмотрены особенности подросткового общения в зависимости от некоторых свойств личности. Все отечественные и зарубежные психологи в своих трудах, в которых они ставили и решали проблемы формирования человека как личности, неизменно возвращались к категории общения.

Выделяя общее мнение, Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным и отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком. (В.Н. Мясищев).

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Супружеская психотерапия
Супружеской психотерапией называется форма психотерапии, которая ориентирована на семейную пару, помогает ей в преодолении семейных конфликтов и кризисных ситуаций, в достижении гармонии во взаимоотношениях, обеспечении взаимного удовлетв ...

Атомистическая социология и «детский вопрос».
Что до методологических вопросов, то необходимо указать на другую точку, где собственно экономический дискурс становится политэкономическим и (явно или скрыто) втягивает в себя непредметные предпосылки. Это не вопрос о сексе и сексуально ...

Направления в семейной психотерапии
Кратко расскажу о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии. 1. Школа Пало Алто Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода “проблеморешающей терапии”. Многие методики им были позаимствованы у Милтона Эри ...