Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод «сновидений наяву») - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов».
Название метода происходит от греческих слов «ката» -«соответствующий», «зависящий» и «тимос» - одно из обозначений «души» (в данном случае имеется ввиду «эмоциональность»). На русский язык название метода можно перевести как «эмоционально-обусловленное переживание образов».
Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.
Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.
Символдрама - это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.
В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер [40, 22] предлагает следующие:
1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;
2) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта; Важным диагностическим критерием является степень освоенности человеком ландшафта, свидетельствующая о социальной адаптированности пациента.
3) следование вдоль ручья
вверх или вниз по течению;
4) обследование дома;
5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);
6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;
7) лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;
8) пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.
Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива:
1) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;
2) получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;
3) представление себя примерно на 10 лет старше.
Для подростков можно предложить также мотив собственная машина или мотоцикл.
Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы: дерево; три дерева; цветок.
Другие статьи:
Заключение.
Возникновение сложных педагогических ситуаций в семейном воспитании связано с многообразными субъективными и объективными факторами. Здесь подразумевается, с одной стороны, ошибки, допущенные родителями в процессе воспитания, неприятие во ...
Теория личности а.н. леонтьева
1) Индивид и личность Говоря об индивиде и личности, Леонтьев отмечает, что, изучая особый класс жизненных процессов, научная психология необходимо рассматривает их как проявления жизни материального субъекта. В тех случаях, когда имеется ...
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита /7, 123/, Б.Н. Никитина /18, 15, ...
Разделы