Психотерапия, основные методы

Психология » Психотерапия, основные методы

Страница 1

Психотерап

ия

(от психо . и греч. therapéia — лечение), система психических воздействий, направленных на лечение больного. Цель П. — устранить болезненные отклонения, изменить отношение больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Возможность оказывать влияние на психику человека была замечена ещё в древности. Формирование научной началось в 40-х гг. 19 в. (работы английского врача Дж. Брэда, который объяснил действенность психического влияния функциональными особенностями нервной системы человека). Теоретическое обоснование и практическая разработка специальных методов П. связаны с деятельностью Ж. М. Шарко, В. М. Бехтерева и многие др. Определенное влияние на развитие П. оказал метод психоанализа, усиливший внимание к миру внутренних человеческих переживаний, к той роли, которую они играют в происхождении и развитии болезней; однако фрейдизму (а ранее — в 1-й половине19 в. — школе «психиков» рассматривавшей психические болезни как результат «гнета греха») присущ иррациональный подход к пониманию природы психических заболеваний. П. в СССР основывается на данных медицинской психологии и физиологии высшей нервной деятельности, клинико-экспериментальном методе исследования.

Различают общую и частную, или специальную, П. Под общей П. понимают комплекс психологических воздействий, укрепляющих силы больного в борьбе с заболеванием (взаимоотношения врача и больного, оптимальный психологический климат в учреждении, исключающий психическую травматизацию и ятрогенные заболевания, предупреждение и своевременное устранение вторичных невротических наслоений, которые могут вызываться основным заболеванием). Общая П. — необходимый компонент лечебного процесса при всех формах заболеваний. Частная П. — метод лечения больных с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (неврозы, психопатии и др.), использующий специальные способы психотерапевтического воздействия: рациональную (разъясняющую) П., внушение в состоянии бодрствования и в гипнозе, отвлекающую П., аутогенную тренировку, коллективную П. и др. (в сочетании с медикаментозным и др. методами лечения). П. неосуществима без положительного эмоционального контакта с больным.

Внушение

(медицинское), метод лечения, заключающийся в том, что врач убеждает больного, находящегося в бодрствующем состоянии или под гипнозом, в благоприятном течении болезни, которой страдает больной, в благополучном её исходе (выздоровлении) и в возможности преодоления тех или иных проявлений этой болезни.

В. может служить самостоятельным методом или сочетаться с медикаментозными и другими методами лечения. Применяется при неврозах, некоторых формах психопатии, наркоманиях, неврозе внутренних органов и других заболеваниях. Эффект лечения В. зависит от склада личности больного и особенностей его заболевания. Научные физиологические основы лечения В. в гипнотическом состоянии разработаны И. П. Павловым и его школой. Сущность метода состоит в том, что, используя зависимость работы внутренних органов и систем от функции центральной нервной системы, можно при нарушении функции этих органов и систем добиваться В. известной их нормализации. Кроме того, В. возможно изменить отношение больного к своему заболеванию и тем или иным его проявлениям. Элементы В. содержатся в любом методе лечения — вера больного в благоприятный исход болезни, в назначения врача увеличивает эффективность и сокращает сроки лечения. Однако при большинстве заболеваний внутренних органов, органических болезнях мозга, психозах и т.д. В. не может служить самостоятельным методом лечения, а входит в комплекс лечения наряду с медикаментозным, физиотерапевтическим и другими методами, применяемыми при том или ином заболевании.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Общение со взрослыми в школьном возрасте
Начало школьного возраста определяется важным внешним обстоятельством - поступлением в школу. К этому периоду ребенок уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях; он имеет навыки самооб ...

Педагогическое общение.
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью ...

Краткая биография.
Ушинский Константин Дмитриевич (1824 – 1870) – знаменитый русский педагог; родился в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. Ушинский от ...