Психотерапия, основные методы

Психология » Психотерапия, основные методы

Страница 3

У человека Г. достигается воздействием ритмичных, монотонных, большей частью слабых раздражений на органы осязания (поглаживание), слуха (тихая успокаивающая музыка, монотонная речь врача) и длительного, ритмично-монотонного влияния на др. органы чувств. Эти ритмичные монотонные раздражители сопровождаются при Г. словесным внушением, создающим у больного представление об успокоенности, желании заснуть, нарастающем чувстве тяжести в веках, оцепенении, засыпании и последующем углублении сна. Сочетанием этих раздражений и словесного внушения засыпания, сна обеспечивается возникновение в коре головного мозга более или менее распространённого и различного по глубине торможения, что проявляется в нарастающей сонливости (1-я стадия Г. — ощущение тяжести в теле, трудности открыть глаза, говорить, последовательно думать — гипотаксия). При продолжении сеанса появляется неглубокий сон со своеобразной оцепенелостью мышц, когда рука, нога и т.п. застывают в приданном врачом положении (каталепсия). Понятия и явления, внушаемые при этом врачом, не только воспринимаются больным, но и хорошо запоминаются, усваиваются и воспроизводятся им в дальнейшем. Возникающие при Г. повышенная внушаемость, гипотаксия, каталепсия, сомнамбулизм характеризуются понятием гипнотизм.

В стадии глубокого Г. (сомнамбулизм) больной полностью отгорожен от каких-либо ощущений и представлений внешнего мира и собственного организма и сохраняет контакт только с врачом. После сеанса он не может сообщить, что было с ним во время Г., однако содержание внушенного врачом в последующем выполняет. Эффект внушения и глубина (стадия) Г. не всегда равнозначны. Высокий эффект внушения возможен и в первой стадии Г. и даже вне гипнотического состояния (внушение наяву). В сомнамбулической фазе Г. условия восприятия и последующей реализации внушенного обычно наиболее благоприятны.

Развивающийся во время Г. сон служит сам по себе целебным фактором (регуляция головным мозгом функции обмена веществ, внутренних органов, деятельности сердечно-сосудистой и др. систем организма). Г. может применяться как самостоятельный вид лечения или служить частью терапевтического комплекса (наряду с медикаментами, физиотерапевтическими процедурами, диетой и др. лечебными методами). Г. пользуются для лечения некоторых форм неврозов, психопатий, реактивных состояний. Воздействие Г. возможно для любого человека; быстрота и стадия достигаемой глубины Г. (гипнабельность) индивидуальны. Лечение Г. вопреки желанию больного проводить не целесообразно. Ошибочно представление об универсальной пользе лечения Г. любого больного с любым заболеванием. Применение Г. за пределами лечебных целей недопустимо, а использование его не врачами (например, для зрелищных демонстраций) советским законодательством запрещено.

Аутог

енная тренир

овка

(греч. autogenes, от autos — сам и gennao — рождаю), психотерапевтический метод лечения, сочетающий элементы самовнушения и саморегуляции нарушенных функций внутренних органов, моторлки (движений), психики тренировкой этих функций. Предложен немецким учёным И. Шульцем (опубл. в 1956); получил распространение также во Франции, США («метод прогрессивной релаксации»); в СССР модифицирован М. С. Лебединским и др. (1963). Больного обучают интенсивным сосредоточением внимания вызывать у себя чувство тепла в организме, расслабления конечностей, чувства спокойствия, уверенности в благоприятном исходе лечения и др. Метод эффективен в комплексе с другими методами психотерапии и самостоятельно, в сочетании с медикаментозным лечением, главным образом при неврозах, особенно протекающих с навязчивыми явлениями, расстройствами сна.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Особенности развития личности подростков с ограниченными возможностями
Детская инвалидность - одна из острейших проблем современного общества. По определению ВОЗ «инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленного заболеванием, последствием травм и ...

Этапы развития самосознания в трудах зарубежных и отечественных исследователей
Несмотря на небольшое количество научных публикаций, представленные в них материалы позволяют выделить основные подходы к изучению феномена самосознания или «Я-концепции» в зарубежной психологии. Основополагающие подходы Джеймса. Уильям ...

Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.
Сложная педагогическая ситуация, как правило, характеризуется напряженностью, зачастую находящей выражение в различного рода конфликтных проявлениях. Подобные ситуации требуют от родителя принятия педагогически правильного решения, однако ...