Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы – выявить влияние семейной атмосферы на половую идентификацию ребенка, на формирование у детей полноценных представлений о семье, семейной экономике.
Для изучения характера взаимоотношений в семье нами рассмотрены следующие факторы:
1. Типовые состояние семьи:
- эмоциональный комфорт;
- тревожность
2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный.
3. Особенности семейного воспитания:
- создание условий родителями для правильного развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места для занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.
- родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят с детьми в кино; поощряют любимые занятия ребенка).
- родители оказывают помощь в научении, организации домашнего труда.
- дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье соответствующие полу ребёнка.
- родители видят недостатки в воспитании своих детей и корректно их минимизируют.
Первая часть практической работы по изучению характера взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов:
· беседа с родителями и детьми;
· тест –ОРО (опросник родительского отношения авторы А.Я. Варга, В.В. Столин), выполняемый родителями
· опросник «Удовлетворённость браком» (
В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
· тест КРС (кинетический рисунок семьи) авторы С.Кауфман, Р.Бенс выполняемый детьми
· наблюдение
Исследование проводилось в с. Упорово на базе детского сада МУП ДОУ «Солнышко». Нами были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей дошкольного возраста и полный состав семьи. Вся система нашей работы направлена на выявление характера взаимоотношении в семье и уровня развития личностных качеств способствующих реализации социальной роли семьянина. Исследование направлено на ребенка дошкольного возраста. Следовательно, данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей т.е. отражают точку зрения детей дошкольного возраста.
Первым методом, использованным в исследовании семьи, была беседа.
Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав; количество детей, их возраст; образование и возраст родителей).
Код 01.
Состав семьи: полный. Мать –образование высшее, 25 л. Отец –образование средне-специаль, 36 л. Дети: 1. Слава, 6,5 л
Код 02.
Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 28 л.Отец –образование высшее, 27 л. Дети: 1. Маша, 10 л. 2. Валя, 7 л.
Код 03.
Состав семьи – полный. Мать – образование среднее 30 л. Отец – образование высшее 35 л. Дети: 1. Ваня, 6,2 л.
Код 04.
Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец –образование средне-специаль, 37 л. Дети: 1. Ваня, 12 л. 2. Степа, 10 л. 3. Люда, 6 л.10 м.
Код 05.
Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец –образование высшее, 39 л. Дети: 1. Валя, 11 л.2. Саша, 6 л.5 м.
Код 06.
Состав семьи –полный. Мать – образование средне-специал., 25 л. Отец – образование средне-специал, 26 л. Дети: 1.Света, 6 л.
Код 07.
Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 36 л. Отец – образование средне–специальное, 37 л. Дети: 1. Сережа, 7л.1м.
Код 08.
Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специальное, 28 л. Отец – образование средне-специальное, 29 л. Дети: 1. Таня, 5 л.11м.
Код 09.
Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специаль., 31 л. Отец – образование среднее, 32 л. Дети: 1. Антон, 6 л.3м.
Код 10.
Состав семьи – полный. Мать – образование высшее, 37 л. Отец – образование высшее, 37 л. Дети: 1. Лена, 7 л.
1). Общий анализ данных выглядит следующим образом:
1. 100% из 10 семей имеет полный состав.
10% ( 1 семья - 06) формально полная. В этой семье отец практически не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.
2. по количеству детей - 10% (04) имеет 3 детей, 20 % (02, 05) – 2 детей, 70% (01, 03,06, 07, 08, 09, 10) - 1 детей.
С целью выявления взаимоотношений в семье, получения данных о том, как ребёнок воспринимает других членов семьи и свое место среди них, нами был проведен тест «Клинический рисунок семьи» (КРС) Р.Бенса и С.Кауфмана. Этот метод даёт богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.
Другие статьи:
Динамика внешности – жесты, стиль, мимика
Психолог Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%.
Профессор Бердвислл прове ...
Нейропсихический статус экстрасенсов и пси-явления
В прошлом неоднократно предпринимались попытки составить представление об особенностях личности экстрасенсов, но в общем они не дали каких-либо однозначных результатов: люди были разного возраста и пола, разного нервного типа и т. д. (481 ...
Почему ложь иногда не удаётся
В работе Пола Экмана «Психология лжи» это происходит по многим причинам. Жертва обмана может случайно наткнуться на улики, обнаружив спрятанные документы или предательское пятно от губной помады на носовом платке. Обманщика может кто-нибу ...
Разделы