Роль скандала в культуре

Психология » Роль скандала в культуре

Страница 4

Если Казанова и Калиостро сделали свою скандальную славу путем для достижения успеха, то их современник, Донасьен Альфонс Франсуа, маркиз де Сад, наоборот, благодаря своим выходкам, низвергается из аристократического общества в бесконечные тюремные заключения и в финале в дом умалишенных.

Фигура Сада, память о котором была скрыта за многочисленными домыслами и легендами, за ярлыками “садист”, “садистский” , чьи литературные произведения были изданы лишь в начале XX века, а некоторые только после 2-ой мировой войны, является одной из ключевых для рассмотрения темы скандалов. Прежде всего потому, что сам Сад выше всего ставил не преступление, зло, скандал ради некоей цели, но совершенно бесцельные. Преступление ради преступления, искусство ради искусства . Как в сущности похожи эти два экстремальных лозунга. Сад интересен тем, что смешал их. Сад размыл границы своего литературного мира, воплощая свои фантазии в жизнь, и, с другой стороны, свою собственную жизнь превратил в произведение искусства (К творчеству Сада неустанно обращается последующая французская литература (Ш. Бодлер, Г. Аполлинер, Лотреамон), кинематограф, драматургия - "Маркиза де Сад” японского писателя и драматурга Ю. Мишимы (о нем будет упомянуто после). “Сад заслуживает внимания не как скандалист и сексуальный извращенец и не как писатель, а по причине взаимозависимости этих двух сторон его личности “ (4)

. О молодом Саде известно то, что он вел обычную жизнь богатого повесы, был известен своей расточительностью, участвовал в Семилетней войне.

Жестокие забавы были достаточно распространены среди высших классов того времени. Поэтому к Саду привлекли внимание не его жестокости, но то, с каким, выражаясь современным судебным языком “особым цинизмом” он совершал их. Злоключения его начинаются с того, что 3 апреля 1768 года (в день Св. Пасхи) некая нищенка Роза Келлер крича от боли является в полицейский участок, где признается, что маркиз избивал ее плетью. Далее следует небольшое тюремное заключение, затем череда жалоб от проституток, периодические заключения в тюрьмы (самое известное - в Бастилию, где Сад 2 июля 1789 года (накануне взятия Бастилии) кричит толпе из окна камеры, что в Бастилии убивают заключенных, и призывая восставших к штурму тюрьмы). Потом переход на сторону якобинцев. Во времена Наполеона за сатирическую пьесу о нравах императорского двора Сада заключают в госпиталь для душевнобольных, где он и остается до самой смерти. Итак, перед нами жизнь в постоянной оппозиции. Сначала к дореволюционному порядку, затем к диктатуре якобинцев (Сад сидел в тюрьме и при них), затем к Наполеону. Более того, Сад оппозиционен даже к части современной ему эротической ( ! ) литературы. Ретиф де Ла Бретонн называет его не иначе, как “гнусным”. Между писателями завязалась настоящая литературная дуэль на страницах парижской печати.

В XIX веке скандалы уже становятся уже почти необходимым элементом культуры. С ними тесно связано понятие дендизма. Зародившись в Англии, дендизм приобретает черты романтического бунтарства. Он ориентирован на экстравагантность поведения, оскорбляющего, скандализирующего светское общество, и на романтический культ индивидуализма. Оскорбительная манера держаться, “неприличная” развязность жестов, демонстративный шокинг - все формы разрушения светских запретов воспринимались, как поэтические. Такой стиль жизни был свойственен Байрону. С другой стороны, существовала и иная интерпретация дендизма. Здесь презрение к общественным нормам выливалось в презрение “утонченного индивидуалиста” по отношению к грубости “светской толпы”.

На исходе века происходит скандал, оказавший сильное влияние на культуру, и потрясший людей того времени. Речь идет о суде и заключении О. Уайльда за “содомию и оскорбление общественной морали”. Имя писателя оказалось на какое-то время вычеркнуто из литературы. Но этот скандал интересен тем, что явился переломным в творчестве столь крупной фигуры европейской литературы конца ХIX века, как О. Уайльд. Если до суда Уайльд культивировал образ эстета, то в тюрьме и после нее он обращается к “эстетике страдания”, к описаниям страданий всеми покинутой души (“Баллада о Редингтонской тюрьме”, “De Profundis” ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Типы телевизионных передач по характеру соотношения звука и изображения
По характеру соотношения звука и изображения возможны телевизионные передачи трех типов: 1. В передаче преобладает информация, поступающая к зрителю через звуковой канал (дикторский текст). Это в основном студийные постановки, в которых ...

Распределение информации между зрительным и звуковым рядами
Одно из главных требований к телепублицистике - доступность информации, которая должна доноситься посредством возможно более простого текста, написанного в соответствии с общепринятыми утвердившимися нормами литературного языка. Развитие ...

Теория самоактуализации
В последней книге Маслоу "Дальние достижения человеческой природы" [19] описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. 1. "Прежде всего, самоа ...