Итак, скандал является неотъемлемой частью современной культуры, указывая на ее лишенность символичности, приземленность, материализм.
Необходимо поподробнее рассмотреть частности, которые существовали в специфической практике скандалов в разные исторические периоды.
Рассмотрим Древний Рим - выбран именно этот пример, поскольку именно в Римской цивилизации можно подробно проследить развитие античной культуры от древних верований латинов, через греческую классику к изнеженности эллинизма, всеобщему упадку и в финале торжеству Христианства.
В Риме эпохи Республики скандалист не может стать героем. Общественные деятели всячески дорожат своей репутацией. “Жена Цезаря вне подозрений”, - эта крылатая фраза была произнесена Юлием Цезарем после происшествия, потрясшего Рим. В праздник Доброй Богини, когда все мужчины должны были покинуть дома, в которых женщины совершали таинственные обряды. Молодой человек из богатого рода пробрался в дом Цезаря, переодевшись служанкой. Цезарь впоследствии всячески старался замять скандал, естественно молодой человек, опасаясь наказания также молчал. Сейчас бы произошло несколько другое - всего вероятнее, что этот молодой человек был бы приглашен в различные ток-шоу, чтобы поделиться впечатлениями, и стал бы популярен. Таким образом, даже на закате Республики скандал не может стать механизмом, создающим героя.
В эпоху Империи происходит, выражаясь языком древних авторов “падение нравов”. Культура из идеалистической становится чувственной. В “Энеиде” Вергилия, написанной при Августе в начале имперского правления, перед нами действуют герои и боги Олимпа, через несколько десятков лет в “Сатириконе” Петрония героями являются воры, проститутки, нувориши-вольноотпущенники. Профанация старых ценностей становится всеобщей. Римляне пресыщены, и самым изысканным зрелищем являются теперь не гладиаторские бои, а публичное попрание священных ценностей римской государственности.
Императоры становятся творцами скандалов. Нельзя не упомянуть Гая Калигулу, деспота известного своей бессмысленной жестокостью, нервными припадками, безумной жаждой власти и безумными беспричинными страхами. Римский сенат тогда был лишь номинальным собранием представителей римской аристократии. Калигула прославился тем, что ввел своего коня в сенат, сделав его одним из сенаторов. Произошедший скандал явился профанацией традиционных римских ценностей. Все акты государства оглашались именем ”Сената и народа Рима”. Сенат был унижен.
Если Калигулу ненавидел народ, то другой император-скандалист Нерон долгое время был популярен среди простых людей, особенно в провинции. В первые пять лет он провел либеральные реформы, ограничивающие всесилие аристократии и новых богачей. Эксцентрическое поведение Нерона воспринималось простыми людьми хорошо, так как не походило на чванство аристократов и в особенности разбогатевших вольноотпущенников. В отличие от Калигулы, разрушающего все ценности, кроме цезаризма, - “Или жить по-цезарски, или никак”, - девиз Гая Калигулы - Нерон приносит авторитет цезаря в жертву своему индивидуализму и страсти к искусству. Император, выступающий как актер, император в маске, император, участвующий в бегах колесниц на колеснице, запряженной десятью лошадьми и падающий с нее на повороте . Все это выглядело несколько странно, вызывало презрение со стороны знати, но подчас нравилось народу. “Хлеба и зрелищ”. Благополучие первых лет правления Нерона было обеспечено финансовыми успехами. Император, выступающий как актер, к тому же актер не плохой, но посредственный - это было новое острое, скандальное, изысканное зрелище для римской толпы.
Римская религия к тому времени не находила отклика в сердцах римлян: большинство из них либо было атеистами, либо верило в астрологию и практиковало восточные культы. Но ритуалы ее были непреложны, поскольку их выполнение означало признание римского могущества. Поэтому отказ христиан поклониться идолам, в особенности статуям обожествленных императоров воспринимался, как действия, порочащие римский государственный строй. Христиане превратили скандал (публичный отказ от поклонения языческим богам, сопряженный с проповедью веры в Христа) из средства достижения неких мирских целей в средство для достижения целей духовных (мученической смерти за Христа).
Другие статьи:
Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие р ...
Предварительные условия
Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекатьс ...
Эпоха Зигмунда Фрейда
На фоне ситуации, сложившейся в науке конца XIX в., особняком стояла одна из наиболее важных и влиятельных фигур в истории психиатрии, а пожалуй, и вообще в истории западной цивилизации — Зигмунд Фрейд. Невозможно переоценить вклад Фрей ...



Разделы