Феномен Зейгарник

Психология » Феномен Зейгарник

В 1927г. На отделении психологии философского факультета Берлинского университета была защищена дипломная работа. Руководитель – известный уже в те годы психолог Курт Левин. Тема – «О запоминании завершённых и незавершённых действий», а имя дипломницы – Блюма Вульфовна Зейгарник. В работе показывается, что незавершённые действия запоминаются почти в 2 раза лучше, чем завершённые; в основе этого явления, как было доказано в исследовании, лежит актуальная потребность (квазипотребность, по К.Левину). Сама Блюма Вульфовна вспоминала, что на следующее утро после защиты диплома ей позвонил К.Левин и сказал» «А вы знаете, что вы наделали? Вы совершили научное открытие». И это действительно так. Описанный Блюмов Вульфовной феномен преимущественного запоминания незавершённых действий вошёл в мировую научную психологическую литературу под её именем – феномен Зейгарник, или Зейгарник-эффект. Дипломница К.Левина, одна из ярких представительниц знаменитой плеяды его учеников, составивших гордость мировой психологии (достаточно только назвать их имена – Ф.Хоппе, М.Юкнат, Т.Дембо, Г.Биренбаум и др.), Б.В.Зейгарник стала знаменитой, а её имя сразу же было отнесено к числу классиков мировой психологии.

Личность Б.В. Зейгарник – ярчайший психологический феномен, заслушивающий особого изучения. Жизнь Б.В.Зейгарник, её творческая научная и клиническая деятельность достойны восхищения и могут стать образцом для подражания. Мы надеемся, что эти несколько отрывочные заметки позволят восстановить живой образ Б.В. Зейгарник.

Другие статьи:

Оптика и изображение
Кинематографисты давно стремились соединить в одном кадре особенности планов разного масштаба, то есть наполнить кадр информацией, обращенной и к чувству, и к разуму зрителей одновременно. Именно это определило интерес кинооператоров к ши ...

Технология общения
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учит ...

Особенности высшей нервной деятельности у детей школьного возраста с дебильностью
Исследования высшей нервной деятельности умственно отсталых детей в России проводились тремя научными коллективами: высшую нервную деятельность олигофренов школьного возраста изучали учёные во главе с пофессором А. Г. Ивановым – Смоленски ...