Практическая деятельность Б.В. Зейгарник.

Психология » Феномен Зейгарник » Практическая деятельность Б.В. Зейгарник.

Сама Блюма Вульфовна была необычайно изобретательна в работе с больными. Каждый, кому приходилось работать с психически больными, хорошо знает, как трудно иногда привлечь внимание больного, заставить его выполнять самое простое задание. Она делала это с большим мастерством: могла «разговорить» депрессивного больного, стимулировать активность у заторможенного пациента. Организовать целенаправленную деятельность больного, находящегося в маниакальном состоянии или одержимого бредом. Мягкость, доброжелательность, готовность помочь человеку располагали к ней больных, вызывали их ответное доверие. Блюма Вульфовна умела слушать, одной фразой направить больного в нужное ей, как исследователю, русло. Хорошо владела приёмами невербального общения.

Когда теперь мы читаем в её книгах о том, что можно найти психологический подход к любому человеку, понимаем – это не пустые слова. Она опиралась на свой уникальный клинический опыт.

Блюма Вульфовна прекрасно знала психиатрию и поэтому могла профессионально точно общаться с психиатрами на их языке. Они знали об этом и высоко ценили не только как психолога, но и как клинициста. Часто замечали своим ученикам, что, работая в пограничной области знания (а именно такой является патопсихология), нельзя не знать достижений этой смежной области. Требовала от своих учеников и сотрудников знания психиатрии и других клинических дисциплин. Выступала против использования категорий психопатологии для характеристики здоровых людей, в особенности творческих личностей. Замечала: «Вот говорят о человеке – шизоид, элилептолог,… Что нового открывает это о нём?» Использование психиатрических «ярлыков» (как называла это Б.В.) Создаёт у психологов иллюзию нового знания.

9. Загадка феномена личности Б.В. Зейгарник.

Блюма Вульфовна была широко образованным человеком. Круг её гуманитарных интересов был разнообразен, её познавательная активность оставалась высокой даже в последние годы жизни. Она в совершенстве владела немецким языком, знала немного английский и французский (читала), понимала по-польски. Вся новейшая психологическая литература становилась предметом её пристрастного обучения. Не случайно уже в последнее десятилетие жизни ею был создан новый лекционный курс «Теории личности в зарубежной психологии», привлекавший большое количество слушателей. Вопрос о преемственности научного знания (как и преемственности культуры в целом) был для неё важнейшим. Только непрерывность научных (и шире – культурных) традиций, как утверждала Б.В. Зейгарник, может обеспечить глубину и высокое качество познания.

Круг постоянного чтения Блюмы Вульфовны был обширен. Литература по философии, искусству, мемуаристика, классическая и современная художественная литература неизменно находились на её рабочем столе. Перечитывая классику, она искала ответы на волновавшие её вопросы, возвращалась к ним даже на своих лекциях для студентов. И это придавало её лекциям большую глубину, включало конкретный материал лекции в широкий контекст гуманитарного знания.

Особое пристрастие Б.В. Зейгарник обнаруживала в последние годы к современной художественной литературе. Любила прозу «деревенщиков» (В.Распутина, прежде всего), повести Тендрякова, В.Быкова. Характеры изображённых в этих произведениях современников, их проблемы, переживания, жизненные коллизии наводили её на новые интересные размышления, позволяли осмыслить новый жизненный опыт.

О личности Блюмы Вульфовны Зейгарник мы знаем, казалось бы, очень много. Вместе с тем загадка остаётся. Разгадать её трудно нам – современникам и ученикам Блюмы Вульфовны. Ещё труднее сделать это нашим потомкам: поколение, к которому она принадлежала, редко оставляло архивы, дневники, письма. Загадка феномена личности Блюмы Вульфовны Зейгарник ещё долго будет волновать исследователей её творчества.

Другие статьи:

Исскуство смерти
Сегодня наша социальная структура, равно как и философия, религия и медицина, почти ничего не могут предложить для душевных мук умирающего. Соответсвенно специалист, работающий в условиях такой культуры, практически ничего не может предло ...

Заключение.
Рассматривая роль психологических аспектов в формировании рекламного образа, я обнаружила много интересных сторон этой проблемы для более глубокого их изучения. Например, восприятие рекламы с точки зрения разных психологических школ, таки ...

Особенности системы отношений.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра. У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается потребность в признании их со стороны. В ...