Создание научных основ патопсихологии. Внутренний мир Зейгарник.

Психология » Феномен Зейгарник » Создание научных основ патопсихологии. Внутренний мир Зейгарник.

Страница 1

Блюма Вульфовна была человеком долго длящегося развития. Вспоминается в этой связи слова И.А. Буница, сказанное им о Чехове: «Всю жизнь росла душа его». Эти слова в полной мере можно отнести и к Б.В. Зейгарник. Развитие продолжалось до последних дней её жизни. Помнится, как за день до смерти, в больнице по её инициативе мы обсуждали новые проблемы патопсихологии, иную структуру её лекционного курса и перспективу совместной работы. И это было естественно, ненатужно, интересно и талантливо.

Как человек гармоничного склада, она всегда с настороженностью и недоверием относилась ко всякому «созданию» в развитии человека, излому, искажению. В своей обыденной жизни, профессиональном сотрудничестве она старалась избегать людей с личностными изъянами, дисгармонией, эмоциональной «несобранностью», т.е. с тем, что психологи называют комплексом неполноценностью.

Масштабные жизненные цели могут быть воплощены в жизнь только человеком с сильным, стойким характером. Таким характером и обладала Блюма Вульфовна – маленькая женщина с заразительным смехом, молодым (до последних дней жизни) голосом и неповторимыми по выразительности интонациями. Вспоминается в этой связи её рукопожатие: своей маленькой рукой она «забирала» руку партнёра – не жестоко, но властно, твёрдо. Это ощущение, думается, осталось в памяти у многих. Не любила, когда партнёр не реагировал на её рукопожатие, т.е. держал ладонь «рыбкой» (выражение Б.В.). И это многое открывало для неё в людях. Наблюдательному партнёру в её рукопожатии могло немало сказать о характере самой Блюма Вульфовны. Жизненные трудности, казалось, закалили её, она не утратила оптимизма, веры в людей и сохранила страстную жажду познания, прежде всего человека. Теперь, оглядываясь в прошлое, поражавшая цельности её натуры, верности жизненным принципам.

Рано проявившийся интерес к человеку, ум, наблюдательность, интуитивность в сочетании с высоким профессионализмом психолога-клинициста делали Б.В. Зейгарник человеком проницательным, понимающем саму суть другого человека, даже при первом взгляде на него.

Зная эту её способность часто просили её просто посмотреть на какого-то человека или побеседовать с ним и сказать своё мнение о нём. Её оценки всегда были лаконичны и в дальнейшем, как правило, подтверждались. Сама же она, будучи человеком доброжелательным, иногда изменяла свои первоначальные оценки (например, в сторону их «смягчения»); в ряде же случаев замечала при этом: «а всё таки первый взгляд самый точный».

Вслед за врачами прошлого, для которых при оценке человека было важно всё: походка, речь, взгляд, рукопожатие и т.д., Б.В. Зейгарник также считала важными все эти внешние проявления, умела их увидеть, оценить и создать психологический портрет человека. Этому она учила и студентов-психологов, молодых специалистов, своих сотрудников.

Обращенность к людям, желание понять человека – одна из главных черт (а может быть, и самая главная) Блюмы Вульфовны как личности. Это качество, скорее всего, и лежало в основе её долгой психологической молодости. «Я люблю работать со студентами, с молодыми», - часто говорила она уже в последние годы жизни. Она внимательно и заинтересовано изучала их, ей было интересно с молодёжью. Студенты отвечали ей искренней любовью. В один из последних юбилеев, поздравляя Блюму Вульфовну, они посвятили ей шутливые, наивные стихи, начинавшиеся словами: «Б.В. Зейгарник – Вы наш цветок, мы Вас любим горячо».

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Связь доминанты и условного рефлекса
Доминанта. «Под доминантой понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центры возбуждения служат подтверждением возбуждения в очаге, в прочей НС прочно разлиты явл ...

Составляющие внешности специалиста по PR
Подобающий внешний облик способен творить чудеса. Задачу по его созданию следует воспринимать как весьма существенную часть подготовки к выступлению перед людьми. Во-первых, одежда должна быть удобной. Если выступающий уверен в том, что ...

Заключение.
Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает учебную деятельность человека. Более того, активная познавательная деятельность учащихся и студентов не может не сопровождаться тревогой. Ведь сама ситу ...