Анализ факторов, влияющих на характер супружеских отношений.

Психология » Уровень развития интеллекта супругов и удовлетворенность браком » Анализ факторов, влияющих на характер супружеских отношений.

Страница 3

Кроме того, там было сделано несколько попыток систематизировать накопленные по этой проблеме данные, объединив в одну схему все то, что было получено при изучении семьи представителями разных наук и в русле различных подходов. Особенно широкую известность получила модель факторов, влияющих на качество брака, созданная американскими авторами R.A.Lewis, G.B.Spanier (1980). Авторами была проделана огромная работа, включающая в себя сбор данных о коррелятах качества брака, а затем их группировку с целью создания всеобъемлющей модели. На основании 300 проанализированных работ ими было сформулировано 40 утверждений о факторах, влияющих на качество брака. Эти 40 утверждений были разбиты на три основные группы факторов, влияющих на качество брака:

1. «Добрачные факторы».

2. «Социальные и экономические факторы».

3. «Личностные и внутрисупружеские факторы».

К первой группе факторов, положительно влияющих на качество брака, были отнесены такие характеристики, как «однородность» по социально – экономическим параметрам, расовой и религиозной принадлежности, интеллектуальное и возрастное сходство, а так же однородность по статусу.

В первой группе была выделена подгруппа факторов, получившая название «Личностные средства», куда вошли следующие факторы положительно влияющие на успешность брака: высокий уровень образования, низкий уровень невротизма, более зрелый возраст при вступлении в брак, эмоциональное здоровье, высокий уровень развития навыков межличностного общения, адекватная самооценка, достаточно длительное знакомство супругов пред вступлением в брак.

В подгруппе «Особенности родительской модели» авторы выделили такие факторы, положительно влияющие на качество семейного союза, как положительная оценка собственного детства супругами, их хорошие отношения с родителями, благополучие в родительской семье.

Друга подгруппа добрачных факторов «Одобрение брака со стороны значимых других» говорит сама за себя и подразумевает положительное отношение к браку со стороны других как положительную характеристику.

Несколько характеристик, относящихся к добрачным факторам, не вошли ни в одну из выделенных авторами подгрупп. К их числу относятся следующие факторы, положительно влияющие на качество брака: отсутствие добрачной беременности, наличие мотивации к вступлению в брак, соответствие поведения респондента в области секса его собственным представлениям о допустимом поведении.

Группа «Социальные и экономические факторы» объединила в себе следующие подгруппы: «Социально-экономические показатели, характеризующие хорошее социально-экономическое положение семьи» - высокий статус мужа, стабильность экономического положения семьи, положительное отношение мужа к работе жены, удовлетворенность жены работой; «Включенность супругов в более широкую сеть социальных взаимоотношений» - наличие у супругов общих друзей, участие пары в работе общественных организаций.

Наиболее обширная группа факторов, положительно влияющих на качество брака, была отнесена R.A.Lewis, G.B.Spanier в рубрику «Личностные и внутрисупружеские факторы». К числу подгрупп факторов, объединенных здесь, относятся «Позитивное отношение к партнеру», которое выражается в легкости общения, сексуальной, физической и интеллектуальной привлекательности партнера, совпадение ценностных ориентаций партнеров.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии.
В этом разделе мы постараемся осветить уже проводимую с детьми работу в области консультирования и психотерапии, выделив схожие положения и методы работы с агрессивным поведением детей. Широкое внедрение психологии в практику закономерно ...

Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-воспитательной работе.
Как уже отмечалось выше, учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальный для учеников условий обучения. Рассмотрим некоторые конкретные рекомендации. Однако прежде заметим, что преподаватель до ...

Развитие психики в животном мире.
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики. Еще в глубокой древности человек обратил внимание на ...