Экстремальный характер правоохранительной деятельнос­ти.

Психология » Социально-психологические особенности юридической деятельности » Экстремальный характер правоохранительной деятельнос­ти.

Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто нахо­дится на переднем крае борьбы с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный, ответственный характер, обусловленный выпол­нением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы.

Нередко нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизне­деятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отды­ха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической на­пряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических функ­циональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.

Поэтому юристы, особенно те, которые служат в правоохранитель­ных органах, должны отличаться хорошим физическим здоровьем, вынос­ливостью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень нервно-психичес­кой, эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Нестандартный, творческий характер профессионального

труда юристов.

Одна из особенностей труда юриста состоит в том, что ему приходится иметь дело с разнообразными жизненными ситуация­ми, судьбами различных людей, требующими индивидуального, твор­ческого подхода, внимательного изучения возникших правоотношений. Поэтому юристу необходимы не только сугубо профессиональные пра­вовые, общественно-политические, но и специальные знания из различ­ных областей науки и техники, образования и культуры, развитый ин­теллект. А сколь безграничны в познавательном отношении сфера меж­личностного общения с различными участниками уголовного, граждан­ского процесса, сам процесс познания людей, какое бесконечное соче­тание всевозможных характеров, взглядов, поступков!

Процессуальная самостоятельность, персональная ответст­венность юристов, работающих в органах прокуратуры,

суда, милиции и т.п.

Независимость деятельности должностных лиц право­охранительных органов является одним из основополагающих принци­пов правосудия, согласно которому каждый следователь, прокурор, судья при исполнении возложенных на них обязанностей подчиняются только закону и не должны зависеть от каких бы то ни было местных влияний. Воспитание юристов в духе подчинения Закону формирует их правосознание, способность самостоятельно принимать решения, чув­ство персональной ответственности за свои решения и поступки.

Например, в ст. 127 УПК РСФСР указано, что «при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоя­тельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получе­ние санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их закон­ное и своевременное проведение». В этой статье специально оговорены случаи, когда следователь может не согласиться с мнением прокурора, сохраняя за собой право принятия самостоятельного решения по вопро­сам, связанным с привлечением лица в качестве обвиняемого, квалифи­кацией преступления, объемом обвинения, с направлением дела для предания обвиняемому суду или с прекращением дела. В этой связи со­вершенно справедливо отмечается, что «индивидуальность следствен­ной работы подкрепляется процессуальной самостоятельностью следо­вателя»1, которая, безусловно, налагает особый отпечаток на весь склад его психической деятельности.

Другие статьи:

Некоторые психологические аспекты специфики общения в Интернете.
Б олее конкретно, можно выделить следующие проблемы. Во-первых, соотношения "виртуального Я" (т. е. "Я", которое человек использует в телекоммуникации) с реальным и идеальным "Я" этого же человека. По данным, ...

Новые методики
Широкую известность ассоциативный эксперимент приобрел лишь после опытов Френсиса Гальтона . (1822-1911), результаты которых были опубликованы в 1879 г. Он составил списки из 75 слов, подкладывал их под книгу и, как только воспринимал пе ...

Структура и содержание обучения в специальных школах VIII вида
В настоящее время в России обучение детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности, в том числе в степени дебильности, осуществляется во вспомогательной школе (специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII ...