Принципы практической работы, используемые на среднем этапе семейной психотерапии

Психология » Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена » Принципы практической работы, используемые на среднем этапе семейной психотерапии

Страница 2

В последнее время повышается интерес к вопросам се­мейной истории и генеалогии, который в значительной сте­пени отражает потребность людей в установлении более ши­роких родственных связей. Чем более крепкие связи имеет человек с членами расширенной семьи и чем он лучше знает свою генеалогию, тем более здоровым чувством «я» он обладает — такое мнение высказывается все чаще и чаще. Таким образом, психотерапевт может использовать мультигенерационный подход с тем, чтобы укрепить и расши­рить границы семьи.

4. Получение членами семьи новой информации, помогающей изменить их представление о ее проблемах

Одной из задач психотерапевта является помощь дисфункциональной семье осознать особенности функционирования путем определения общих закономерностей поведения членов семейной системы и их потребностей. При этом специалист может познакомить членов семьи с некоторыми системными понятиями. Помочь членам семьи лучше разобраться в особен­ностях своего поведения могут следующие понятия:

• понятие ролевой структуры семьи и то, каким образом она может ограничивать возможности ее членов;

• понятия альянсов и коалиций и то, как они связаны с внутрисемейными конфликтами и затруднениями в адекватной оценке членами семьи действий друг друга;

• понятие семейной лояльности и то, как она может пре­пятствовать эффективному использованию членами се­мьи внешних ресурсов.

Психотерапевт разъясняет членам семьи суть этих поня­тий, чтобы они имели лучшее представление об особенностях функционирования семьи как социальной системы.

На среднем этапе семейной психотерапии знакомство членов семьи с этими понятиями может быть особенно полез­ным. Поскольку в этот период поведение членов семьи постепенно утрачивает реактивный характер, они становятся более готовыми к восприятию новой информации и реагируют на нее более спокойно и конструктивно.

5. Использование юмора для снятия эмоционального напряжения

Юмор — одно из наиболее эффективных средств психоте­рапевтической помощи семьям в различных обстоятельствах. Если члены семьи в состоянии в трудной ситуации рассмеять­ся, это значит, что они уже на пути к ее разрешению. Способ­ность использовать юмор как психотерапевтическое средство является качеством личности психотерапевта, и, конечно же, прибегать к нему следует с осторожностью. Если психотера­певт пользуется им достаточно свободно, это помогает снять переживаемое членами семьи эмоциональное напряжение.

6. Использование понятия эмоциональных треугольников с целью реструктуризации семейной системы

Понятие эмоционального треугольника было введено М.Боуэном, который утверждал, что треу­гольники являются обязательным элементам любой социаль­ной системы. Когда система находится в состоянии напряже­ния, треугольники проявляются более активно. Начиная ра­ботать с семьей, психотерапевт обязательно втягивается в те или иные треугольники. При этом очень существенно, как он этим пользуется. Члены семьи будут всячески пытаться вклю­чить психотерапевта в какой-либо треугольник и сообщать ему определенную информацию, склоняя на ту или иную сто­рону. Как было сказано в третьей главе, психотерапевт дол­жен осознавать, что сообщаемая членами семьи информация направлена на то, чтобы обеспечить сохранение между ними определенных отношений. Если психотерапевт умело пользу­ется треугольниками, он помогает членам семьи изменить свои взаимоотношения. Включаясь в треугольник, специа­лист понимает, какую роль при этом играет. Когда один член семьи что-либо рассказывает психотерапевту о другом члене семьи, он включает его в треугольник. Психотерапевт может действовать в этой ситуации следующим образом:

• позволяет члену семьи продолжить свой рассказ, тем са­мым становясь частью треугольника;

• задает рассказчику несколько вопросов с целью уточне­ния его собственной позиции и отношения к описывае­мым событиям;

• предлагает говорящему рассказать историю тому, о ком тот говорит, и сообщает о своих интересах и отношении к происходящему.

Во всех случаях психотерапевт использует свое положе­ние в качестве члена треугольника с тем, чтобы определенным образом изменить взаимоотношения других членов семьи. Когда члены семьи начинают осознавать, что они используют треугольники в качестве защиты, это позволяет им освоить более эффективные способы взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Общение со сверстниками и с родителями, и его роль в психическом и личностном развитии подростка
В отрочестве, общение со сверстниками приобретает совершенно, исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей ср ...

Влияние социальной среды на одаренность.
1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выв ...

Биологическое поле
Понятие о биополе является одним из самых широко используемых в настоящее время и одним из самых дискуссионных. Науке предстоит решить принципиальный вопрос: имеется или не имеет­ся у человека (и других живых систем) особое биологическое ...