В последнее время повышается интерес к вопросам семейной истории и генеалогии, который в значительной степени отражает потребность людей в установлении более широких родственных связей. Чем более крепкие связи имеет человек с членами расширенной семьи и чем он лучше знает свою генеалогию, тем более здоровым чувством «я» он обладает — такое мнение высказывается все чаще и чаще. Таким образом, психотерапевт может использовать мультигенерационный подход с тем, чтобы укрепить и расширить границы семьи.
4. Получение членами семьи новой информации, помогающей изменить их представление о ее проблемах
Одной из задач психотерапевта является помощь дисфункциональной семье осознать особенности функционирования путем определения общих закономерностей поведения членов семейной системы и их потребностей. При этом специалист может познакомить членов семьи с некоторыми системными понятиями. Помочь членам семьи лучше разобраться в особенностях своего поведения могут следующие понятия:
• понятие ролевой структуры семьи и то, каким образом она может ограничивать возможности ее членов;
• понятия альянсов и коалиций и то, как они связаны с внутрисемейными конфликтами и затруднениями в адекватной оценке членами семьи действий друг друга;
• понятие семейной лояльности и то, как она может препятствовать эффективному использованию членами семьи внешних ресурсов.
Психотерапевт разъясняет членам семьи суть этих понятий, чтобы они имели лучшее представление об особенностях функционирования семьи как социальной системы.
На среднем этапе семейной психотерапии знакомство членов семьи с этими понятиями может быть особенно полезным. Поскольку в этот период поведение членов семьи постепенно утрачивает реактивный характер, они становятся более готовыми к восприятию новой информации и реагируют на нее более спокойно и конструктивно.
5. Использование юмора для снятия эмоционального напряжения
Юмор — одно из наиболее эффективных средств психотерапевтической помощи семьям в различных обстоятельствах. Если члены семьи в состоянии в трудной ситуации рассмеяться, это значит, что они уже на пути к ее разрешению. Способность использовать юмор как психотерапевтическое средство является качеством личности психотерапевта, и, конечно же, прибегать к нему следует с осторожностью. Если психотерапевт пользуется им достаточно свободно, это помогает снять переживаемое членами семьи эмоциональное напряжение.
6. Использование понятия эмоциональных треугольников с целью реструктуризации семейной системы
Понятие эмоционального треугольника было введено М.Боуэном, который утверждал, что треугольники являются обязательным элементам любой социальной системы. Когда система находится в состоянии напряжения, треугольники проявляются более активно. Начиная работать с семьей, психотерапевт обязательно втягивается в те или иные треугольники. При этом очень существенно, как он этим пользуется. Члены семьи будут всячески пытаться включить психотерапевта в какой-либо треугольник и сообщать ему определенную информацию, склоняя на ту или иную сторону. Как было сказано в третьей главе, психотерапевт должен осознавать, что сообщаемая членами семьи информация направлена на то, чтобы обеспечить сохранение между ними определенных отношений. Если психотерапевт умело пользуется треугольниками, он помогает членам семьи изменить свои взаимоотношения. Включаясь в треугольник, специалист понимает, какую роль при этом играет. Когда один член семьи что-либо рассказывает психотерапевту о другом члене семьи, он включает его в треугольник. Психотерапевт может действовать в этой ситуации следующим образом:
• позволяет члену семьи продолжить свой рассказ, тем самым становясь частью треугольника;
• задает рассказчику несколько вопросов с целью уточнения его собственной позиции и отношения к описываемым событиям;
• предлагает говорящему рассказать историю тому, о ком тот говорит, и сообщает о своих интересах и отношении к происходящему.
Во всех случаях психотерапевт использует свое положение в качестве члена треугольника с тем, чтобы определенным образом изменить взаимоотношения других членов семьи. Когда члены семьи начинают осознавать, что они используют треугольники в качестве защиты, это позволяет им освоить более эффективные способы взаимодействия.
Другие статьи:
Структура мотивации
Продуктивным в изучении мотивации (В.Г.Асеев, Дж.Аткинсон, Л.И.Божович, Б.И.Додонов, А.Маслоу, Е.И.Савонько) является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом с ...
Лицевая экспрессия как средство невербального общения
Люди обычно обмениваются многими невербальными сигналами, используя интонацию голоса, лицевую экспрессию, контакты глазами, жесты. С помощью этих средств передается важная информация. Сходным образом обмениваются информацией с сородичами ...
Социализация, как процесс формирования личности.
Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходим ...
Разделы