Принципы практической работы, используемые на среднем этапе семейной психотерапии

Психология » Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена » Принципы практической работы, используемые на среднем этапе семейной психотерапии

Страница 3

7. Использование «я-позиции» для того, чтобы помочь членам семьи лучше определить свое положение в системе их отношений

Этот принцип связан с использованием треугольников. Психотерапевт, общаясь с членами семьи, обязан достаточно четко обозначить свою собственную позицию (в частности, показать, что не встанет на чью-либо сторону). Переживая эмоциональный стресс, члены семьи стремятся склонить пси­хотерапевта на ту или иную сторону. Если он этому поддаст­ся, то станет частью треугольника и утратит возможность эф­фективного воздействия на членов семьи. В то же время, если психотерапевт, вступая в треугольник, обозначает свою «я»-позицию достаточно четко, он сохраняет объективность в своих оценках семейной ситуации. Его задача заключается в том, чтобы избегать своего включения в коалиции и альян­сы, а также оценок одних членов семьи как правых или «здо­ровых», а других — как неправых или «больных». Если ему это удается, члены семьи смогут постепенно прийти таковому восприятию друг друга и своих возможностей.

8. Использование исследовательской позиции для того, чтобы помочь членам семьи прояснить свои отношения с окружающими

Психотерапевт может узнать семью, лишь непосредственно общаясь с ее членами. Чем больше он ее узнает, тем больше члены семьи узнают о себе. Одновременно психотерапевт не должен давать каких-либо оценок семейной ситуации и пове­дения членов семьи, поскольку это будет способствовать их пассивности. Лучше всего, если он задаст им больше вопро­сов, показав тем самым, что не готов делать какие-либо оцен­ки и заключения. Работая с семьей, психотерапевт стремится получить как можно больше всевозможной информации. Это необходимо не только для того, чтобы разобраться во взаимо­отношениях членов семьи, но и чтобы иметь более полное представление о закономерностях функционирования любой семьи. Сообщая психотерапевту о себе различную информа­цию, члены семьи постепенно открываются для восприятия новых представлений. Они учатся лучше понимать свои соб­ственные потребности и требования, предъявляемые к ним социальным окружением.

9. Использование понятия энергии

Использование этого понятия связано с исследованием функционирования семейной системы. Благодаря этим ис­следованиям было показано, что представители социальных систем имеют тенденцию противодействовать вмешательству извне. Поэтому, если, например, кто-либо из членов семьи в ходе сессии не желает вступать в контакт, психотерапевт мо­жет побуждать его к разговору. Это, однако, лишь усиливает его защитные тенденции.

Улавливая «энергию» членов семьи, психотерапевт бо­лее успешно решает многие задачи. Так, допустим, он может позволить члену семьи молчать, тем самым показывая, что молчание является своеобразной формой участия в психоте­рапевтическом процессе. Вполне возможно, что этот член се­мьи через некоторое время заговорит. Если никто не пытается его заставить говорить, он понимает, что никакого смысла молчать больше нет. Данная закономерность хорошо прояв­ляется в любом противостоянии. Если одна сторона «склады­вает оружие», другая также часто отказывается от продолже­ния конфликта. Если психотерапевт, общаясь с членами се­мьи, не обращает внимания на их защитные тенденции, те могут исчезнуть сами по себе.

Настраивание на энергию членов семьи является до­статочно простым, но эффективным инструментом. Вместо того чтобы избегать выражения чувств гнева, дискомфорта и агрессии, психотерапевт может разрешить членам семьи от­крыто выражать все эти чувства, тем самым помогая им по-новому взглянуть на свои переживания.

10. Поддержка наиболее функциональных членов семьи

Во многих случаях психотерапевт обращает основное внимание на наименее функциональных членов семьи. Если он определяет стратегию своей работы, ориентируясь именно на них, то тем самым снижает общий функциональный уро­вень семьи. И, напротив, если специалист ориентируется на самых функциональных членов семьи, он повышает общий функциональный уровень других ее членов. Фримен пишет: «Начиная работу с семьей, я обычно стараюсь выявить наиболее функциональ­ных членов, то есть тех, которые наиболее гибки, адекватны, обладают наибольшим творческим потенциалом и спокойно ведут себя в новой обстановке. Затем, опираясь на них, я пы­таюсь изменить структуру семьи. Очень важно, чтобы эти члены семьи могли присутствовать на сессиях. Их присут­ствие благотворно сказывается на менее функциональных ее членах. И, наоборот, ориентация психотерапевта на менее функциональных членов семьи не позволяет семье восполь­зоваться имеющимися в ее распоряжении внутренними ре­сурсами.»

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Очерк о жизни Ольги Ивановны Скороходовой (1911-1982)
Слепоглухая ОльгаИвановна Скороходова публично будет отстаивать свое право стать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом говорит Скороходовао своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата ...

Теории эмоций.
Ч.Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, основанную на сравнительном исследовании эмоциональных выразительных движений у млекопитающих. Эти движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в ...

С точки зрения психологии...
В конце XIX - начале XX века вера в научное познание мира достигла апофеоза. Новейший рационализм попытался разложить наши фобии, мотивации, эмоции и т.п. чуть ли не на атомы. Однако первоначальная эйфория постепенно сменялась разочарован ...