Роль теории в семейной системной психотерапии

Психология » Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена » Роль теории в семейной системной психотерапии

Страница 1

В своей деятельности специалист должен руководство­ваться определенной системой теоретических представлений, которая служит для него ориентиром и помогает сформиро­вать стратегию психотерапии. Это отнюдь не преуменьшает роль интуитивных, творческих возможностей психотерапев­та, но придает его деятельности определенную перспективу и помогает осмыслить клинические наблюдения. Многие спе­циалисты традиционной ориентации избегают работать с се­мьей в полном составе, испытывая в присутствии ее членов неудобство и тревогу. Четкие теоретические позиции помо­гают специалисту чувствовать себя более уверенно.

При работе с семьями психотерапевт должен быть воору­жен определенными теоретическими представлениями, помо­гающими ему объяснить поведение и взаимоотношения чле­нов семьи с системных позиций и служащих для него своеоб­разной «картой». Ориентируясь по ней, он не растеряется, анализируя разнообразные аспекты поведения членов семьи, и сможет более успешно проводить диагностику тех или иных нарушений, имеющихся в семейной системе. В свою очередь, правильная диагностика помогает разработать стратегию пси­хотерапевтического воздействия. Семейный психотерапевт должен располагать достаточно широкой теоретической ба­зой, позволяющей ему разобраться во внутрисемейных отно­шениях. Системные представления обладают при этом наи­большими описательными возможностями. Другие представ­ления могут в той или иной степени сужать диапазон диагностических возможностей специалиста и даже мешать правильной оценке ситуации. Системная оценка семьи предполагает диагностику на трех основных уровнях. Во-первых, психотерапевт должен оценить индивидуальные особенности каждого члена семьи и то, каким образом они влияют на внутрисемейные отношения. При этом он может пользоваться психодинамическими, гуманистическими и когнитивно-бихевиоральными представлениями, помогающими понять особен­ности психического склада каждого члена семьи. Необходимо понять, какое влияние они оказывают на семью в целом. Для этого психотерапевт должен быть вооружен развитой систе­мой теоретических представлений. Необходимо помнить о том, что уже при своем рождении ребенок обладает опреде­ленными особенностями темперамента, отличающими его от других членов семьи.

Для того чтобы понять, каким образом тот или иной член семьи влияет на характер внутрисемейных отношений, необ­ходимо принять во внимание особенности его темперамента. Столь же значимым является и учет физической конститу­ции, интеллектуальных возможностей, а также времени рож­дения ребенка с точки зрения представлений о жизненном цикле семьи. Семейный психотерапевт должен быть достаточно хорошо знаком с описанием всех пси­хиатрических или бихевиоральных концепций. Стремясь оценить семейную систему в целом, он должен учитывать и индивидуальные особенности членов семьи.

Во-вторых, наряду с необходимостью оценки того, как каждый член семьи влияет на семью в целом и наоборот, сле­дует оценить семью с системных позиций. Семья, в особенно­сти ее взрослые члены, оказывают на ребенка очень большое влияние. Известно, что система ценностей усваивается ребен­ком прежде всего благодаря его общению с родителями в пер­вые семь лет его жизни. Его общение со сверстниками и учи­телями позволяет определенным образом сузить, расширить или изменить эту систему ценностей. Способность членов се­мьи принять ребенка в качестве существа с уникальными ха­рактеристиками существенно влияет на его представление о себе самом.

Третий уровень диагностики предполагает оценку взаи­моотношений семьи и общества. Можно рассматривать семью как некую промежуточную сферу, отделяющую, с одной сто­роны, индивидуальные потребности ее членов, а с другой — требования и ожидания общества. Семья выполняет функ­цию некого механизма, позволяющего удовлетворять инди­видуальные потребности членов семьи и, в то же время, регулировать их поведение в ответ на требования социума. Семейный психотерапевт должен достаточно хорошо пони­мать, какими социальными ресурсами располагает та или иная семья. В определенных случаях семья должна воздей­ствовать на социум, в частности, на школьную среду. Многие семьи, например, обращаются за психотерапевтической по­мощью из-за нарушений поведения ребенка в школе или его плохой успеваемости. При этом они понимают, что инициа­тива такого обращения фактически исходит не от них, а от школы. Родители могут жаловаться на то, что школа не обес­печивает ребенку достаточной поддержки или предъявляет к нему завышенные требования. При этом они воспринимают школьную среду не как одну из форм социальной поддержки ребенка, а как враждебную и вредную для него. При оценке такой семьи психотерапевт может отметить, что она, стремясь защитить ребенка, формирует в нем негативное отношение к школе. Это, например, характерно для семей североамериканских индейцев, система ценностей и формы взаимоотноше­ний которых отличаются от тех, которые свойственны боль­шинству американских семей. Школы обычно стремятся при­вить детям, представляющим коренное население Северной Америки, ценности большинства. Психотерапевт, хорошо осознающий влияние общества на семью, будет стремиться определенным образом повлиять на школу, для того чтобы ее работники проявили к таким семьям больше внимания. Со­вершенно иной взгляд был бы связан с попыткой психотера­певта следовать требованиям школьного окружения таких детей и его согласием с тем, что лишь одни эти дети или их семьи должны являться основным объектом психотерапевти­ческого воздействия.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Система взглядов и убеждений . Требования к учителю
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. По замечанию одного исследователя, поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогических добродет ...

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву
Развитие психики человека и животного С незапамятных времён человек замечал различия в строении и поведении животных, умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живут совсем другой жизнью, они не похожи на людей ...

Что такое индивидуальность?
Мы много раз за свою жизнь слышали, как кто-то говорит о ком-то, что “Он индивидуален”. Однако не всегда, да и не все задумывались о том, что вкладывают люди в это понятия произнося его в повседневном общении. Ведь для того, чтобы понять ...