Роль теории в семейной системной психотерапии

Психология » Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена » Роль теории в семейной системной психотерапии

Страница 2

Важной стороной подобной оценки является осознание специалистом того, каким образом социальное окружение се­мьи влияет на поведение ее членов. Это позволяет рассматри­вать социальное окружение семьи либо в качестве дополни­тельного ресурса, помогающего членам семьи решать различ­ные задачи, либо в качестве препятствия, затрудняющего их решение.

На рисунке ниже представлены все три уровня диагностики и те представления, которыми психотерапевт руководствуется при осуществлении соответствующей оценки. Центральный квадрат представляет индивидуальные психические особенности человека, описанные в рамках различных теорий личности. Следующая за ней область соответствует особенностям се­мейной системы, оцениваемым с точки зрения семейных си­стемных представлений. Внешняя область отражает характер взаимодействия семьи с обществом, который можно оценит с помощью социальных структурных теорий.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ

СИСТЕМЫ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ (теории личности)

(СЕМЕЙНЫЕ СИСТЕМНЫЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ)

(СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ТЕОРИИ)

Если психотерапевт имеет хорошее представление обо всех этих аспектах диагностики и тех теоретических подхо­дах, которые можно при этом использовать, он достаточно свободно переходит с одного уровня оценки на другой, чтобы добиться необходимых изменений. Иногда он может уделить особое внимание индивидуальной работе, особенно в тех ситуациях, когда у него нет возможности работать преимуще­ственно на уровне семейной системы в целом, для того чтобы добиться изменений во взаимоотношениях ее членов. И, на­конец, в некоторых случаях он может работать с социальным окружением семьи.

При работе на каждом из этих уровней психотерапевт должен опираться на определенный набор представлений, по­зволяющих ему описывать наблюдаемые феномены и строить стратегию психотерапевтических воздействий.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация. От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по в ...

Соглашение о картине окружающей действительности.
Как говорилось выше, все человеческие существа поддерживают единую, не вызывающую сомнений, картину окружающей действительности. Несмотря на некоторые географические, социально-культурные, религиозные и политические отличия в жизни людей, ...

Теории психического развития в подростковом возрасте.
Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Я.А. Коменский. Исходя из природы человека, он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Границы отр ...