Важной стороной подобной оценки является осознание специалистом того, каким образом социальное окружение семьи влияет на поведение ее членов. Это позволяет рассматривать социальное окружение семьи либо в качестве дополнительного ресурса, помогающего членам семьи решать различные задачи, либо в качестве препятствия, затрудняющего их решение.
На рисунке ниже представлены все три уровня диагностики и те представления, которыми психотерапевт руководствуется при осуществлении соответствующей оценки. Центральный квадрат представляет индивидуальные психические особенности человека, описанные в рамках различных теорий личности. Следующая за ней область соответствует особенностям семейной системы, оцениваемым с точки зрения семейных системных представлений. Внешняя область отражает характер взаимодействия семьи с обществом, который можно оценит с помощью социальных структурных теорий.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА | ||||
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ | ||||
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ (теории личности) | ||||
(СЕМЕЙНЫЕ СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ) | ||||
(СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ТЕОРИИ) | ||||
Если психотерапевт имеет хорошее представление обо всех этих аспектах диагностики и тех теоретических подходах, которые можно при этом использовать, он достаточно свободно переходит с одного уровня оценки на другой, чтобы добиться необходимых изменений. Иногда он может уделить особое внимание индивидуальной работе, особенно в тех ситуациях, когда у него нет возможности работать преимущественно на уровне семейной системы в целом, для того чтобы добиться изменений во взаимоотношениях ее членов. И, наконец, в некоторых случаях он может работать с социальным окружением семьи.
При работе на каждом из этих уровней психотерапевт должен опираться на определенный набор представлений, позволяющих ему описывать наблюдаемые феномены и строить стратегию психотерапевтических воздействий.
Другие статьи:
Социальная коллективность. Отношения между индивидом и
группой.
Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.
От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по в ...
Соглашение о картине окружающей действительности.
Как говорилось выше, все человеческие существа поддерживают единую, не вызывающую сомнений, картину окружающей действительности. Несмотря на некоторые географические, социально-культурные, религиозные и политические отличия в жизни людей, ...
Теории психического развития в подростковом возрасте.
Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Я.А. Коменский. Исходя из природы человека, он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Границы отр ...
Разделы