В зарубежной психологии ( Кречмер, Шелдон) широко распространены теории, утверждающие, что темперамент зависит не от физиологических свойств общего типа нервной системы, а от общей конституции организма, внешними показателями которого являются строение тела, соотношение его отдельных частей, а также соотношение различных тканей организма. С этой точки зрения и строения тела, и свойства темперамента зависят от одной общей причины - от наследственной особенности в деятельности желез внутренней секреции. Поэтому такие теории называются гормональными теориями темперамента (конституционные концепции).
.Э. Кречмер в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа:
ЛЕПТОСОМАТИК - характеризуется хрупким телосложением высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые.
ПИКНИК - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный. характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
АТЕЛЕТИК - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
ДИСПЛАСТИК - человек с бесформенным, неправильным строение. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподдатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. в отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный мало впечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У.Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа:
1. ЭНДОМОРФНЫЙ (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);
2. МЕЗОМОРФНЫЙ (из мезодермы образуется мышечная ткань);
3. ЭКТОМОРФНЫЙ (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).
При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.
По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висицетрония (лат. viscera- “внутренности”), соматония (греч. soma - “тело”) и церебротония (лат. cerebrum - “мозг”).
|
Типы темперамента (по У.Шелдону) | ||
|
Висицетрония |
Соматония |
Церебротония |
|
Расслабленность в осанке и движениях |
Уверенность в осанке и движениях |
Заторможеность в движениях, скованность в осанке |
|
Любовь к комфорту |
Склонность к физической деятельности |
Чрезмерная физиологическая реактивность |
|
Медленная реакция |
Энергичность |
Повышенная скорость реакций |
|
Пристрастие к еде |
Потребность в движениях и удовольствие от них |
Склонность к уединению |
|
Социализация пищевой потребности |
Потребность в доминировании |
Склонность к рассуждениям, исключительное внимание |
|
Наслаждение от процесса пищеварения |
Склонность к риску в игре случая |
Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность |
|
Любовь к компаниям, дружеским излияниям Социофилия (любовь к общественной жизни) |
Решительные манеры. Храбрость |
Самоконтроль мимики. Социофобия (страх перед общественными контактами) |
|
Приветливость со всеми |
Сильная агрессивность |
Заторможенность в общении. Избегание стандартных действий |
|
Жажда любви и ободрения окружающих. Ориентация на других |
Психологическая нечувствительность. Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства) |
Агрофобия (боязнь открытого пространства) |
|
Эмоциональная ровность |
Отсутствие сострадания |
Непредсказуемость установок (поведения) |
|
Терпимость |
С трудом приглушаемый голос |
Тихий голос, избегание шума |
|
Безмятежная удовлетворенность |
Спартанская выносливость боли |
Чрезмерная чувствительность к боли |
|
Хороший сон |
Шумное поведение |
Плохой сон, хроническая усталость |
|
Отсутствие взрывных эмоций и поступков |
Внешний вид соответствует более пожилому возрасту |
Юношеская живость и субъективное мышление |
|
Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств |
Объективное и широкое мышление, направленное вовне |
Концентрированное, скрытое и субъективное мышление |
|
Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя |
Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя |
Устойчивость к действию алкоголя и других репресантов |
|
Потребность в людях в тяжелую минуту |
Потребность в действиях в тяжелую минуту |
Потребность в уединении в тяжелую минуту |
|
Ориентация на детей и семью |
Ориентация на занятия юношеского возраста |
Ориентация на пожилой возраст |
Другие статьи:
Функции речи.
Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.
1. Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка.
Язык – это система словесных знаков, средство, с помощью ...
Формирование личности.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ре ...
Роль психологической службы ВУЗа в развитии мотивации студент
Система психологической службы ВУЗа является необходимой частью системы образования и в значительной степени отражает ее актуальное состояние и формирует запросы на необходимые виды и способы ее развития.
За время, прошедшее с момента со ...



Разделы