Обзор методов групповой психотерапии.

Психология » Танцевально-двигательная терапия » Обзор методов групповой психотерапии.

Страница 9

Теперь о групповом применении арт-терапии. Группы классифицируются на открытые, полузакрытые и закрытые; состав групп при этом варьируется: дети, здоровые люди, психосоматические больные, невротики и др. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая и семейная. Тематика сеансов включает индифферентные, индивидуально-значимые и общезначимые темы. Бывают комбинации арт-терапии с другими формами терапии творчеством и психотерапевтическими техниками: в сочетании с музыкой, поэзией, с драма-терапией, с телесноориентированной терапией, с аутогенной тренировкой и направленной медитацией, с техниками работы со сновидениями, мифами и сказками, а также с психоделической терапией. Материалы используются самые разнообразные: визуальные виды (графика, живопись, коллаж, фотография, видео, компьютерная графика), скульптура (пластилин, глина, тесто и т.д.), Песок, Куклы (марионетки, силуэты и т.д.)

Арт-терапия, как никакой другой психотерапевтический прием, связана с творчеством и реализацией креативных, игровых аспектов личности специалиста, использующего этот метод. Арт-терапия важна для особенно для тех, кто в силу физических или психических особенностей своего состояния ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, новые навыки и умения позволяют им более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Арт-терапия является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации.

кинотренинг

Кинотренинг (кинотерапия) относится к групповым занятиям под общим названием "терапия искусством". Эффективность применения искусства в контексте психотерапевтической работы обосновывается тем, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. На начальных этапах терапия искусством отражала представления психоанализа, согласно которым конечный продукт творчества пациента, будь то что-то, нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. В 20-е годы Принцхорн провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. Сейчас большая часть занимающихся терапией искусством продолжают работать, исходя из фрейдовских или юнгианских концепций, однако многие специалисты в этой области испытывают большое влияние со стороны гуманистической психологии и пришли к заключению, что гуманистические теории личности предоставляют более подходящую основу для подобной работы.

В настоящее время терапия искусством используется как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам групповой терапии. Ее условно можно разделить на две группы: в первом случае психолог работает с продуктом творчества самого пациента (рисунками, продуктами лепки, текстовыми работами например, написанными клиентом сказка ми); во втором случае групповая работа проводится с использованием продуктов культурного творчества, к которому пациент не имеет отношения (картины, скульптуры, тексты, продукция киноискусства). Кинотренинг относится ко второму виду терапии искусством.

Тренинговые группы для сотрудников с использованием кинопродукции можно проводить для решения нескольких видов психологических задач:

1. В рамках больших тренинговых программ (например, при проведении реабилитационных мероприятий): для уточняющей диагностики личностных проблем; для ускорения процесса терапии; для укрепления терапевтических взаимоотношений; для ускорения развития эмпатии и положительных чувств; для развития и усиления внимания к чувствам.

2. Тренинг интеллектуальных навыков.

3. Тренинговые занятия, направленные на разрешение семейных проблем.

4. Развитие эмпатических навыков.

5. Изменение стереотипов поведения.

6. Снятие избыточного психологического напряжения.

Рассмотрим практически кинотренинг, направленный на разрешение семейных проблем. В группу отбираются люди, заявившие о семейных проблемах. Для кинотренинга подбираются фильмы, в центре которых находится семейная пара с какими-то сложностями в отношениях. Желательно начинать анализ с фильма, в котором ситуация накалена до предела, с резкими действиями друг против друга как мужчины, так и женщины, а также с такими завязками конфликта, при которых нельзя с безусловностью отнести к виновникам ни одну из сторон.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Стресс, способы его преодоления и предотвращения
На пороге XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психо ...

Комплексное аудиолингвовизуальное сообщение
Изображение как знаковая система первична по отношению к символическим знакам, в том числе и к написанному слову[39]. Первоначально знак, обозначающий определенный предмет, представлял собой всего лишь изображение этого предмета. В процес ...

Осмысленное восприятие
· Установка на запоминание способствует ему, то есть запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. При установке на запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информаци ...