Причины возникновения сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

Психология » Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения » Причины возникновения сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

Страница 1

Отношения родителей к детям носят многообразный, всеобъемлющий характер, оказывая влияние и на психосоциальное развитие личности ребенка. Данный вид взаимоотношений можно рассматривать как разновидность, так называемых педагогических отношений.

Педагогические отношения – это особый вид взаимодействий между людьми, которое следует рассматривать как специфическую категорию отношений, как проявление целенаправленного воздействия родителей на личность ребенка.

Практика показывает, что воспитателям (даже вооруженным педагогическими знаниями), в основном, трудно преодолевать именно сложные педагогические ситуации. Они не могут найти правильного выхода из сложившегося положения, не могут успешно решить вставшие перед ними проблемы. Поэтому и распространена среди родителей мысль, что законы и правила воспитания существуют сами по себе, а на практике, во взаимоотношениях с воспитанником их знание не нужно, оно ни в чем не может помочь.

Существование такого ошибочного мнения обусловлено тем, что родители не учитывают ошибок, допущенных ими ранее в воспитании детей, не пытаются найти причины своих неудач, осознать результаты своих действий, посмотреть глазами ребенка на создавшееся положение и искать пути исправления его.

Психологические исследования свидетельствуют, что жалобы родителей на непослушание и упрямство детей – результат того, что родители не учитывают возрастных особенностей детей, чрезмерно строги либо либеральны к ним, непоследовательно и в не приемлемой для ребенка форме предъявляют ему свои требования, не владеют методами наказания и поощрения, требуют от детей выполнения действий, которых они сами избегают.

Возникновение сложной педагогической ситуации в процессе семейного воспитания обусловлено множеством причин.

Вопрос о роли личного примера, казалось бы, окончательно утвердился в сознании общества. Несмотря на это, данное положение не стало основным принципом в индивидуальной практике части родителей.

Когда родители наказывают детей за проступок, а сами поступают аналогичным образом, это вызывает у ребенка чувство протеста и неуважения к родителям. Некоторые родители считают, что в ребенке можно воспитать те качества, которыми сами они не обладают. Для этого лишь необходимо педагогически верно действовать. Одной из типичных ошибок, которые допускают родители при воспитании детей, является игнорирование возрастных изменений, происходящих в ребенке, а это вызывает различные формы негативизма подростка.

Наибольшую сложность для родителей представляет предъявление ребенку правильных и последовательных требований. Непоследовательность в требованиях подрывает авторитет взрослых.

В некоторых семьях у родителей нет единого мнения по вопросу о том, что допустимо, а что нет в поведении ребенка. Например, мать считает допустимым беспричинный пропуск школьных занятий, а для отца это трагедия. Если же родители начинают отстаивать свои позиции в присутствии ребенка, это подрывает их авторитет, обесценивает их слова.

Родители часто не согласны друг с другом в выборе и использовании методов наказания и поощрения ребенка.

Психологический смысл наказания, как отмечает А.С.Макаренко, состоит в переживании вины.(33,1983г.) Наказание имеет воспитательное значение тогда, когда ребенок переживает свой поступок, жалеет о том, что доставил неприятности людям, неправильно поступил, и поэтому наказание он воспринимает как утверждение справедливости. В таком случае конфликт между родителем и ребенком не возникает, напротив, ребенок чувствует, что родитель сам огорчен необходимостью наказать его. В остальных случаях мера наказания не достигнет цели. Если ребенок не испытывает чувства вины за содеянное, если считает, что его действия не задели ничьих интересов и морально оправданы, тогда наказание обернется источником конфликтов. Цель воспитания требует заставить ребенка подумать о совершенном им проступке и только после этого прибегать к наказанию. Или, в противоположном случае, когда в данной ситуации необходима прежде всего строгость, и воспитатель вынужден использовать свои права, тогда по прошествии определенного времени, в более благоприятной обстановке родитель все-таки должен объяснить ребенку, почему он прибег в том случае к мерам наказания.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Психические аномалии и проблемы их криминогенности
Для предоставления системного анализа субъективных факторов, детерминирующих преступное поведение лиц с психическими аномалиями, мне приходиться оперировать понятиями симптома и синдрома. Симптом - это отдельный признак патологического с ...

Тип высшей нервной деятельности.
Научное объяснение темпераментов даёт учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности. Согласно учению И.П.Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных р ...

Наиболее частые формы проявления невротического страха
Форма и сила страха при неврозах бывают разнообразными. 1. Постоянная форма – неопределенное беспокойство. Человек постоянно находится в состоянии внутреннего напряжения, предчувствует несчастье и угрозу. Иногда беспокойство концентрируе ...