Возникновение и развитие семейно-брачных от­ношений

Страница 1

Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных от­ношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в от­дельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы чело­вечества. Тем не менее эти проблемы не являются сегодня доско­нально изученными: в них остается много спорных вопросов. Обще­признанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенст­вованием форм общественного регулирования отношений между

полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным пле­менам, другие имели более широкое распространение. Общим была их зависимость от определенного уровня социально-экономического развития общества

Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животно-подобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие от­ношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь пер­вобытного стада, для выживания которого требовались сплочен­ность и единство в обеспечении условий существования. В резуль­тате сложилась объективная потребность - ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали бес­порядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными род­ственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в ре­зультате чего стал формироваться род. Таким образом, в перво­бытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между муж­чиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между по­лами.

Возникновение родовой общины и функционирование группо­вого брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограниче­нию социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась более строгая форма брачных от­ношений - экзогамия, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.

По мере социального расслоения общества групповой брак ви­доизменился и принял форму полигамии (многобрачия), когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лица­ми противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (много­женство). Пережитки второй формы (полигинии) сохранилась и по сей день в некоторых странах Востока в форме семьи гаремно­го типа.

Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяй­ственной деятельности, социальных связей, что привело к дальнейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочно­стью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются роди­тели, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоя­щая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регу­лироваться не только социальными, но и экономическими факто­рами: жена, дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность же­ны обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью ста­новится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не толь­ко регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родите­лей, супружеский долг, честь семьи.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завер­шился в УШ-1Х вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья станови­лись начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией»(5,с.123) где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику от­цовскую, девочке - материнскую профессию, а заодно и их миро­воззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Дневник.
Именно в подростковом возрасте человек начинает вести дневник. Многие исследователи сообщали о «тайных тетрадях и дневниках», в которых подросток «находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленны ...

Психосемиотика в трудовой деятельности
Научно-технический прогресс усиливает роль человеческого фактора. Это выра­жается в интенсификации психической деятельности человека, находящегося в производственной сфере, в многократном увеличении объектов (предметов) дея­тельности, акт ...

Андрогогическии манифест М. Ноулза
Нет сомнения, что обучение и развитие взрослых отличается от того, как эти процессы протекают в более ранних возрастных группах, давно. Однако понадобилось значительное время, чтобы от осознания этого факта перейти к разработке концепций ...