Рис. 2.3.3. Распределение типов реакций для экспериментальной и контрольных групп
Анализ диаграммы распределения типов реакции по фактору пола для экспериментальной и контрольной групп (рис.2.3.4.), показывает, что среди ответов мальчиков преобладает тип реакции «с фиксацией на самозащите» как в экспериментальной (61,7%), так и в контрольной (46,4%) группах. У девочек из экспериментальной группы также преобладают самозащитные реакции
53
(44,7%). А у девочек из контрольной группы чаще всего встречаются ответы « с фиксацией на препятствии».
Рис. 2.3.4. Распределение типов реакций по фактору пола для экспериментальной и контрольных групп
Таким образом, подводя итог анализу результатов диагностики фрустрационной толерантности, необходимо отметить, что:
- среднее значение коэффициента социальной адаптации в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
- для здоровых и подростков с ограниченными возможностями больше всего встречаются экстрапунитивные направления реакции, направленные на внешнее окружение. Реже выявлялись интропунитивные направления, реакции направленные на себя.
недостаточно адаптированы к социальному окружению половина испытуемых из обеих групп, по-видимому, это связано с особенностями подросткового возраста.
- анализ сравнения ответов испытуемых по типам реакций, показал что в ответах здоровых подростков три типа реакций распределены поровну, а в
54
ответах подростков-инвалидов чаще всего встречаются самозащитные
реакции.
Ряд авторов с помощью данной методики изучают проблемы социальной адаптации детей. А мы рассматрели также типы реакций на фрустрацию. Наши результаты совпали с результатами Э.С. Калижнюка и Ю.С. Шевченко, которые утверждают , что подростки - инвалиды могут быть как хорошо адаптированы в социуме, так и недостаточно, что связано с характером заболевания.
Другие статьи:
Общие положения теории функциональных систем.
Еще А.А. Ухтомский писал, что рефлекторная схема описания психической деятельности несостоятельна, т.к. она описывает не общие закономерности психической деятельности, а феноменальные ее проявления.
Рефлекторный принцип организации психи ...
Психастеническая психопатия
Ядром психастенической личности является тревожность и неуверенность в себе. С детства у таких лиц отмечается застенчивость, повышенная впечатлительность, постоянная боязнь сделать что-нибудь не так. В школе, выходя к доске отвечать, они ...
Залог успешной учебы
Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят занима ...
Разделы