Особенности развития личности подростков с ограниченными возможностями

Психология » Самосознание подростков с ограниченными возможностями » Особенности развития личности подростков с ограниченными возможностями

Страница 4

агрессивность и придирчивость, вытеснение и отрицание болезни, регрессия, а так же проявляться эгоцентризм, капризность, требовательность, подозрительность, обидчивость, повышенная конфликтность и формирование патологических межличностных зависимостей.

С другой стороны, на подростка с ограниченными возможностями оказывают патогенные воздействия такие психотравмирующие факторы, как положение «отвергнутого» плюс недоброжелательное отношение других людей; социальная депривация (особенно в случаях прикованности к домашним условиям либо длительного пребывания в лечебно-оздоровительных и интернатных учреждениях); эмоциональная депривация (в ситуации разлуки с близкими людьми в условиях пребывания в стационаре); физическая и психологическая травматизация, связанная с лечебными процедурами.

Среди проблем у подростков с ограниченными возможностями, чаще всего фигурирует одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и. отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются проблемы в установлении и развитии взаимоотношений с противоположным полом.

Исследователи - О.Л. Романова [25;98] провела изучение психологических особенностей развития личности подростков с ограниченными возможностями Результаты эксперимента показали переоценку собственных сил, возможностей, знаний и своего положения в обществе, т.е. неадекватно завышенный уровень притязаний. У И.И. Мамайчук [17; 187] наблюдается прямо противоположное явление - недооценка своих возможностей. Переоценка и недооценка своих собственных сил, способностей, положения в обществе встречаются у аномальных чаще, чем у нормальных.

Э. С. Калижнюк, Ю.С. Шевченко [31;35] исследовали межличностные отношения подростков с ограниченными возможностями. По результатам

33

исследования с помощью методики Розенцвейга у подростков - инвалидов обнаружена пониженная фрустрационная толерантность. Степень социальной адаптации у возбудимых личностей несколько выше, чем у тормозных.

Поэтому мы будем изучать особенности самосознания подростков с ограниченными возможностями в сравнении со здоровыми подростками.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи: