Основные положення Я – концепции

Психология » Самооценка и ее роль » Основные положення Я – концепции

Страница 5

По В.В.Столину, образ самого себя также формируется в процессе жизнедеятельности как некое психическое образование, позволяющее более адекватно и эффективно действовать. Так же как и относительно схемы тела, можно утверждать, что действует не человеческий образ самого себя, а субъект, наделенный этим образом Я, с помощью этого феномена. Сходство схемы тела и образа Я – это сходство их функций. Они различны в той мере, в какой человек как биологический организм отличается от человека как социального существа.

Столин В.В. выделяет 6 способов «интериоризации» ребенком знаний о себе.

Прямое или косвенное внушение родителями образа или самоотношения. Содержанием того, что внушается ребенку, может быть как самооценка, так и определенные аспекты образа Я. Этот образ и свое отношение родители могут транслировать ребенку как в прямой словесной форме, так и путем такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества, - косвенно. Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными («Ты – умный, добрый, уверенный, сознательный»), так и негативными («Ты неспособный, грубый, неудачник»). О последних А.И. Герцен писал «Названия – страшная вещь… Если дитя солжет, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он лгун».

Если внушаются качества, которыми ребенок в действительности не обладает, имеет место «мистификация». Мистификация может иметь форму инвалидизации – обесценивания точек зрения ребенка, его интересов, намерений, и приписывания, которое может быть позитивным и негативным.

Косвенное внушение чаще всего имеет отношение к оценке ребенка. Влияние родительского отношения на формирование характера, поведения ребенка исследовалось многими психологами. В родительском поведении возможны вариации от принятия ребенка в целом, принятия его индивидуальности, позитивной вовлеченности родителей в заботу о ребенке до враждебного отвержения ребенка. Отношение родителей к ребенку, принятие его или отвержение, формирует у него либо самопринятие, позитивную самооценку либо самоотвержение, переживание своей ненужности, малоценности. Это приводит к формированию у человека одной из четырех установок как по отношению к себе, так и по отношению к другому.

Первый случай Я «+» и Ты «+», то есть «Я хороший, со мной все в порядке» и «Ты хороший, с тобой все в порядке». Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь. Такие люди бывают хорошими лидерами, уважающими как себя, так и своих подчиненных. В любой другой позиции человек в большей или меньшей степени чувствует себя неудачником.

Второй случай Я «+», Ты «-», «Я хороший, со мной все в порядке», «С тобой нехорошо, у тебя не все в порядке. Эта позиция – позиция превосходства. Такую позицию занимает человек, который лезет помочь «неблагодарным» людям в том, в чем они вовсе не нуждаются и совсем не ищут его помощи. В большинстве случаев это позиция посредственности.

Третий случай - «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке», а «Ты хороший, с тобой все в порядке». Психологически это депрессивная позиция, в социальном смысле – самоуничижение. Это позиция меланхоликов, неудачников, которые мучают себя сами. Так, человек, привыкший считать себя бедным Я « - » на фоне других, богатых людей Ты «+», скорее всего не откажется от своего мнения, даже если у него вдруг появятся деньги.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Психофизиологические особенности подросткового возраста
Пубертатный период – время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются ...

Воображение как отражение действительности
Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в процессах формирования образов. Очень часто ощущения рассматриваются прямо как по ...

Мотивы деятельности
Слово «мотив» французского происхождения, в психологии означает то, что побуждает деятельность. Нас интересует во­прос: что движет человеческой деятельностью? Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мысли­тели разных эпох дава ...