Самооценка и уровень притязаний

Психология » Самооценка и ее роль » Самооценка и уровень притязаний

Страница 2

Таких людей в психологии называют референтными или значи­мыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы — ее интересами.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний назы­вают уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вы­вел формулу, которая показывает зависимость самооценки чело­века от его притязаний.

Самооценка = Успех

Притязания

Формула свидетельствует, что стремление к повышению само­оценки может реализовываться двумя способами. Человек мо­жет или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет го­товность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответ­ственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкрет­ной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, моти­вированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расцени­вается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответ­ствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их дейст­вия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неве­рие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая рабо­та, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызы­вает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэто­му человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влия­ет на достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добить­ся успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения зада­чи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них раз­виты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и че­ресчур легкими задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притя­заний определяется не только предвосхищением успеха или не­удачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завы­шение своих способностей, приписывание себе уникальности, не­похожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т.п. Следовало бы задать себе вопрос: если все имеют показатели выше средних, то у кого же тогда все-таки они средние и у кого низкие? [1]

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с ок­ружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, поло­жении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требо­вательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кич­ливы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Причины и признаки стрессового напряжения.
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коре ...

Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников.
Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий. Прежде всего, нужно отметить, что очень важно умение учителя ...

Общее понятие о конфликте
Недостатка в различных определениях конфликта нет. Мы приведем несколько из них, каждое из которых раскрывает и подчеркивает ту или иную сторону этого динамического группового процесса: * Конфликт обычно рассматривается как состояние не ...