Определим конфликт следующим образом:
Конфликт-это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны. Стороны при этом готовы бороться за захват,подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения собственных интересов [1].
В качестве причин конфликта ряд авторов [1,2] выделяют следующие:
- различные системы ценностей и принципов,
- неправильная информация, включая дезинформацию, неточную информацию и устаревшую информацию,
- незнакомая информация,
- информация, воспринимаемая как недостоверная из-за убеждений, опыта или репутации источника ,
- противоречивая информация,
- неприятная, вызывающая беспокойство информация,
- сложная информация, не до конца понятая,
- информационная перегрузка, т.е. слишком большой объем информации для анализа и усвоения,
- нехватка ресурсов,
- неудовлетворение интересов,
- боязнь неудовлетворения интересов, включая выживавание и обнародование правды,
- конкуренция между сторонами, доходящая до вражды,
- столкновения на личном уровне, даже между организациями,
- законы,
- правила,
- политика,
- обычаи,
- стереотипы и общепринятая практика,
- привычки,
- эгоизм и самолюбие.
Некоторые авторы выделяют положительные и отрицательные свойства и воздействие конфликта.
Положительное воздействие :
- укрепление процесса самосознания,
- формирует, укрепляет и подтверждает определенный набор ценностей,
- способствует осознанию общности группы,
- часто приводит к объединению единомышленников, внутри и между группами,
- часто временно разряжает или отодвигает на второй план другие конфликты,
- часто расставляет приоритеты,
- иногда играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций,
- часто обращает внимание на недовольство и предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании,признании, поддержке и юридическом разрешении,
- часто приводит к рабочим контактам с другими,
- стимулирует разработку систем справедливого разрешения конфликта.
Отрицательное воздействие конфликта:
- угрожает заявленным интересам сторон,
- препятствует осуществлению быстрых перемен,
- приводит к потере поддержки,
- ставит людей в зависимость от их публичных заявлений,
- ведет к скорополительным действиям,
- подрывает доверие,
- вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или стремится к нему,
- имеет тенденцию к углублению и расширению.
Причины конфликта могут проявляться или не проявляться в зависимости от нашего физического состояния. При физическом утомлении мы более склонны к конфликтам. Примерно в 16-18 часов мы становимся неадекватны себе: сверхчувствительны, раздражимы, агрессивно реагируем на то, на что раньше бы мы не обратили внимания , например часов в 11. Динамика процесса утомления примерно такова: на первой предстартовой фазе, когда человек приходит на работу, происходит мобилизация всех его сил, организм готовится к работе, активизируется, что сопровождается значительной тратой энергетических ресурсов. В случае затягивания этого процесса более 5-ти минут возможно снижение тонуса. Отсюда сомнительна целесообразность утренних планерок и совещаний.
Вторая фаза - "врабатываемость" - стадия вхождения в работу. На этом этапе нервная система успокаивается и человек выходит на индивидуальный режим работы. Этот период занимает от 10 минут до 1 часа. В этот период целесообразно проведение утренних совещаний.
Другие статьи:
Требования и рекомендации.
Общение непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно - воспитательной деятельности. Наиболее плодотворный процесс
воспитания и обучени ...
Ритуалы подростковой субкультуры.
Говоря о секретном мире подростка, нельзя не сказать о ритуалах, которыми наполнен этот мир.
1.Самый известный ритуал – ритуал закрепления дружбы. Обычно это так называемый обряд «братания кровью». Он может происходить как в подростково ...
Общение со взрослыми в школьном возрасте
Начало школьного возраста определяется важным внешним обстоятельством - поступлением в школу. К этому периоду ребенок уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях; он имеет навыки самооб ...
Разделы