Причины, особенности развития и свойства конфликта.

Страница 1

Определим конфликт следующим образом:

Конфликт-это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны. Стороны при этом готовы бороться за захват,подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения собственных интересов [1].

В качестве причин конфликта ряд авторов [1,2] выделяют следующие:

- различные системы ценностей и принципов,

- неправильная информация, включая дезинформацию, неточную информацию и устаревшую информацию,

- незнакомая информация,

- информация, воспринимаемая как недостоверная из-за убеждений, опыта или репутации источника ,

- противоречивая информация,

- неприятная, вызывающая беспокойство информация,

- сложная информация, не до конца понятая,

- информационная перегрузка, т.е. слишком большой объем информации для анализа и усвоения,

- нехватка ресурсов,

- неудовлетворение интересов,

- боязнь неудовлетворения интересов, включая выживавание и обнародование правды,

- конкуренция между сторонами, доходящая до вражды,

- столкновения на личном уровне, даже между организациями,

- законы,

- правила,

- политика,

- обычаи,

- стереотипы и общепринятая практика,

- привычки,

- эгоизм и самолюбие.

Некоторые авторы выделяют положительные и отрицательные свойства и воздействие конфликта.

Положительное воздействие :

- укрепление процесса самосознания,

- формирует, укрепляет и подтверждает определенный набор ценностей,

- способствует осознанию общности группы,

- часто приводит к объединению единомышленников, внутри и между группами,

- часто временно разряжает или отодвигает на второй план другие конфликты,

- часто расставляет приоритеты,

- иногда играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций,

- часто обращает внимание на недовольство и предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании,признании, поддержке и юридическом разрешении,

- часто приводит к рабочим контактам с другими,

- стимулирует разработку систем справедливого разрешения конфликта.

Отрицательное воздействие конфликта:

- угрожает заявленным интересам сторон,

- препятствует осуществлению быстрых перемен,

- приводит к потере поддержки,

- ставит людей в зависимость от их публичных заявлений,

- ведет к скорополительным действиям,

- подрывает доверие,

- вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или стремится к нему,

- имеет тенденцию к углублению и расширению.

Причины конфликта могут проявляться или не проявляться в зависимости от нашего физического состояния. При физическом утомлении мы более склонны к конфликтам. Примерно в 16-18 часов мы становимся неадекватны себе: сверхчувствительны, раздражимы, агрессивно реагируем на то, на что раньше бы мы не обратили внимания , например часов в 11. Динамика процесса утомления примерно такова: на первой предстартовой фазе, когда человек приходит на работу, происходит мобилизация всех его сил, организм готовится к работе, активизируется, что сопровождается значительной тратой энергетических ресурсов. В случае затягивания этого процесса более 5-ти минут возможно снижение тонуса. Отсюда сомнительна целесообразность утренних планерок и совещаний.

Вторая фаза - "врабатываемость" - стадия вхождения в работу. На этом этапе нервная система успокаивается и человек выходит на индивидуальный режим работы. Этот период занимает от 10 минут до 1 часа. В этот период целесообразно проведение утренних совещаний.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Требования и рекомендации.
Общение непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно - воспитательной деятельности. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучени ...

Ритуалы подростковой субкультуры.
Говоря о секретном мире подростка, нельзя не сказать о ритуалах, которыми наполнен этот мир. 1.Самый известный ритуал – ритуал закрепления дружбы. Обычно это так называемый обряд «братания кровью». Он может происходить как в подростково ...

Общение со взрослыми в школьном возрасте
Начало школьного возраста определяется важным внешним обстоятельством - поступлением в школу. К этому периоду ребенок уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях; он имеет навыки самооб ...