Ролевой конфликт

Психология » Ролевой конфликт

Страница 5

Одной из основных причин ощущения работающими женщинами ролевого конфликта является невозможность реализации в поведении роли матери в той степени, которая соответствует месту этой роли в когнитивной и эмоциональной ролевой иерархии женщины.

По результатам анализа способов построения ролевых иерархий женщинами с разной степенью выраженности ролевого конфликта определены 2 основные категории: активное адаптационное и пассивное неадаптационное ролевое структурирование.

Активное адаптационное ролевое структурирование характерно для женщин с низким ролевым конфликтом и направлено на построение адаптационной модели совмещение ролей двух сфер жизни, согласованности между ценностно-эмоциональным и поведенческим выбором.

Пассивное неадаптационное ролевое структурирование присуще женщинам с высокой степенью ролевого конфликта, характеризуется рассогласованностью между ценностно-эмоциональным выбором и реализации ролей в поведении, а также преимущественной ориентацией женщины на семейную сферу.

В исследовании выявлены различные тактики, которые используют женщины с разной степенью выраженности ролевого конфликта для снижения ролевого напряжения.

Восприятие себя, как неуспешной в сочетании профессиональных и семейных ролей, приводит женщину с высоким ролевым конфликтом к тактике отказа от дальнейшего совмещения семьи и работы. Формируется стратегия отказа от полноценного включения в выполнение профессиональных ролей в пользу семейных. Одновременно актуализируется потребность в личном времени и желание больше заниматься собой, собственным саморазвитием.

Кроме этого установлено, что существует связь между мотивацией профессиональной деятельности женщин и степенью выраженности у них ролевого конфликта. Причем ведущая мотивация работы женщины- материальное обеспечение – будет способствовать росту внутренней ролевой конфликтности работающей женщины. Потребность же в достижении успеха, в признании и высоком социальном статусе, как мотив профессиональной деятельности женщин, напротив, связана со снижением ролевой конфликтности.

В итоге, суммируя и обобщая основные результаты эмпирического исследования Гаврилицы О. А., были сделаны следующие выводы:

1. Степень выраженности ролевого конфликта связана с психологическим полом женщины. Высокая выраженность полоролевых качеств (маскулинности и фемининности) позволяет женщине успешно адаптироваться в различных сферах жизни и, как следствие, испытывать меньший ролевой конфликт.

2. Высокая андрогиния связана с низким ролевым конфликтом.

3. Выбор женщиной приоритетной сферы реализации – профессиональной или семейной – и личная оценка такой жизненной ситуации как благополучной, способствует снижению ролевого конфликта.

4. Степень выраженности ролевого конфликта у работающей замужней женщины обусловлена способом построения ею ролевой иерархии и субъективной картиной мира, восприятием своей жизненной ситуации. Субъективная картина мира у женщин с высоким ролевым конфликтом гораздо более противоречивая, чем у женщин с низким ролевым конфликтом.

5. С ростом внутренней ролевой конфликтности у работающих женщин лучше обозначаются приоритеты: потребность больше внимания уделять себе, затем семье, одновременно уменьшается их стремление совмещать семью и работу: формируется стратегия отказа от профессиональных ролей в пользу семейных.

6. Невозможность реализации в поведении роли матери в той степени, которая соответствует этой роли в когнитивной и эмоциональной ролевой иерархии, является одной и з основных причин ощущения работающими женщинами ролевого конфликта.

7. Существует связь между мотивацией профессиональной деятельности женщин и степенью выраженности у них ролевого конфликта: потребность в материальном обеспечении как ведущая мотивация работы женщины будет способствовать росту ролевого конфликта. Потребность же в достижении успеха, в признании и высоком социальном статусе, как мотив профессиональной деятельности женщины, напротив, связана со снижением ролевой конфликтности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Общение со взрослыми в школьном возрасте
Начало школьного возраста определяется важным внешним обстоятельством - поступлением в школу. К этому периоду ребенок уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях; он имеет навыки самооб ...

Методы и методики изучения сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.
Мы изучаем сложные педагогические ситуации в процессе воспитания детей, а именно, отношение к воспитанию в семье младшего школьного возраста. Для этого мы планируем провести исследование. Для определения состояния внутрисемейных отношени ...

С точки зрения христианства…
Первой смертью человека на земле, как повествует Библия, стала гибель сына Адама Авеля, убитого родным братом Каином. Но каким образом появилась на земле смерть? "Бог сотворил человека нетленным; он сотворил его по образу и подобию ...